24 марта состоялся релиз пошаговой тактической стратегии Battle Brothers, рабочая версия которой была доступна в Steam Early Access целых два года. Сражаться в ней довольно интересно, но правила, на мой взгляд, не настолько глубоки, чтобы ночи напролёт проливать вражескую кровь. Меня она зацепила скорее своей тематикой: тут предлагают возглавить отряд наёмников, которые зарабатывают звонкую монету, выполняя различные задания в сказочном королевстве.

Хотя в реальной жизни мало кто испытывает к наёмникам тёплые чувства. Считается, что у людей, готовых за деньги убивать кого прикажут, плохи дела с моральными качествами: они не знакомы с понятием «честь», не соблюдают военные конвенции и правила, убегают с поля боя, когда запахнет жареным, или вообще переходят на сторону противника, если он платит больше (об этом писал ещё Макиавелли).

Трейлер документального фильма о Executive Outcomes, первой легально зарегистрированной частной военной компании

Однако игры о «солдатах удачи», безусловно, очень привлекательны. Многие из таких проектов — среди моих самых любимых, и в этом я наверняка не одинок. Давайте разберёмся, в чём секрет их популярности, и как они раскрывают эту тему. Сразу оговорюсь: я оставлю за бортом чисто онлайновые игры.

Пушечное мясо

Зачем власть имущие пользуются услугами «солдат удачи»? Ведь наёмные войска обычно уступают регулярной армии не только в верности, но и в боевой силе. Множество самых разных причин можно свести к тому, что это удобно: иногда нужны известные специалисты в какой-то узкой сфере, а порой нельзя «светиться», проворачивая тёмные делишки на сопредельной территории.

Но бывает и самый банальный расклад, который чаще всего встречается в стратегиях — когда армия игрока просто недостаточно велика, чтобы решить поставленную задачу. Наёмники играют заметную роль в сериях Crusader Kings, Europa Universalis и Total War. Принцип везде примерно одинаков: их вербовка и содержание (особенно содержание!) обходятся заметно дороже, чем в случае с обычными рекрутами, да ещё и численность жёстко ограничена и привязана к географическим областям (то есть можно нанять отряды, которые околачиваются неподалёку, хотя бы для того, чтобы этого не сделал противник).

Схожий подход встречается и в гибридах ролевых игр с тактическими стратегиями, вроде Blackguards 2 или серии «Аллоды». Терять именных героев в них нельзя было ни в коем случае, а устроить масштабную заварушку очень хотелось. Тут-то и выручает «пушечное мясо», которое можно было бросать в бой и не загружаться после потери каждого пехотинца.

 

Отрядные будни

Вернёмся к Battle Brothers. Это не просто стратегия, в завязке сюжета которой сказано, что главные герои — наёмники. В ней есть соответствующая игровая механика: здесь можно свободно путешествовать по карте, выбирать задания по вкусу, развивать свой отряд, лечить раненых, чинить снаряжение и следить за запасом провизии. Ещё требуется вовремя платить жалование и регулярно поднимать боевой дух в тавернах (хотя в этом стоит быть осторожным).

Подписывая контракт, в Battle Brothers можно торговаться (правда, есть риск, что клиент обидится и уйдёт). В некоторых заданиях «тёмные личности» пытаются перекупить игрока более выгодным предложением. Бывают и моральные дилеммы: например, на экране появляется сообщение, что один из членов отряда предлагает ограбить фермерский хутор, мимо которого вы маршируете. Такие детали призваны добавлять колорита, но получается у них это не очень.

Игра практически не мотивирует командира на бесчестные поступки. Напротив, тут выгодно дорожить репутацией и вести себя чуть ли не по-рыцарски. Только однажды мне пришлось бросить караван, который я взялся охранять, чтобы спасти свою шкуру. Если бы я и справился с таможенной дружиной барона, по землям которого мы ехали, то положил бы при этом большую часть отряда, а в награду получил бы весьма скромную сумму.

 

В общем, как симулятор банды наёмников Battle Brothers прекрасна. Как тактическая стратегия — несколько слабее. Несмотря на то, что карта мира и биографии персонажей тут создаются случайным образом, партии довольно однообразны. Не спасают и три вида «кризисов», бросающие вызов игроку, когда тот достаточно «прокачает» свой отряд (война феодалов, нашествие орков и гоблинов или восстание живых мертвецов).

Проблема в том, что сражения всегда развиваются по схожей схеме, даром что тут учитываются «зоны контроля», бонусы от возвышенности и типа местности, боевой дух и многие другие детали. Выполнив одно-два задания мне всегда хотелось сделать перерыв.

 

На переднем крае

В этом плане до сих пор больше впечатляет старушка Mount & Blade, «кавалерийская RPG», которая теперь доступна не только на PC, но и на PlayStation 4, Xbox One и даже Android. Она изображает жизнь наёмников почти идентично с Battle Brothers: тут тоже есть открытый мир, где можно свободно путешествовать и выполнять подходящие задания, есть «прокачка» и система менеджмента отряда.

Главное отличие Mount & Blade в том, что командир может сам ринуться в бой с шашкой наголо (хотя управлять издалека тоже разрешено, пусть это и реализовано крайне коряво). Как нетрудно догадаться, возможность лично участвовать в масштабных сражениях по-настоящему влюбляет в игру. Ну кто не мечтает лихо врубиться во вражеский строй и махать клинком направо и налево? Кажется, что разработчики сотворили какое-то волшебство — ведь непонятно, почему другие не делают свои проекты по такому же принципу.

 

Наряду с Counter-Strike, Mount & Blade стала «вечной» игрой, игрой-феноменом. Её первая публичная версия была выпущена ещё в 2004 году, но игра по сей день остаётся актуальной и не растеряла поклонников, несмотря на техническую отсталость движка. Вокруг проекта выросла огромная вселенная модификаций, за которыми легко провести полжизни. Впрочем, хочется верить, что коротать время в ожидании второй части так долго всё же не придётся, хотя даты релиза у неё пока нет.

 

Кое в чём сходен с Mount & Blade японский слэшер Bladestorm: Nightmare. Хотя тут и нет свободных путешествий по карте, но игрок также участвует в масштабных сражениях, лично возглавляя целый отряд головорезов во время Столетней войны. По мере развития событий ему представляют выбор на кого работать, что влияет на исход сюжета.

Правда, Bladestorm страдает от серьёзных проблем с игровой механикой: необходимость правильно комбинировать разные виды войск в ней — фикция, потому что набравшиеся опыта бойцы хорошо справляются с любыми задачами. Кроме того, игра впечатление портят технические проблемы, а здешняя кампания скучна и затянута. Как бы ни был велик соблазн запустить Bladestorm ради оригинального геймплея и интересной эпохи, поддаваться на него не стоит.

 

Вера, сталь и порох

Ещё одна недавняя игра, которая изображает быт наёмников не хуже, чем Battle Brothers — Mordheim: City of the Damned. Формально наёмниками в ней является лишь одна из четырёх фракций, которые были доступны в базовой версии. Но по сути, кого бы вы не выбрали, здешняя механика очень хорошо передаёт дух «вольных стрелков» — только с уклоном в «сталкерство».

Отряды обитателей фэнтезийного мира Warhammer отправляются в руины города Мордхайм, разрушенного кометой, чтобы собрать её осколки, которые очень ценят колдуны и алхимики. Несмотря на то, что игрок не должен регулярно платить жалование бойцам, финансовые вопросы тут очень важны, а задания, которые давал наниматель, жёстко ограничены по времени. Отношение к членам отряда тут схоже с Battle Brothers: пока вы «прокачиваете» их, к ним легко привязаться, но они остаются расходным материалом, ведь убивают их внезапно и необратимо, а отряд находит замену и продолжает жить.

Игра остаётся довольно дорогой (1499 рублей), да и цена двух вышедших дополнений с новыми фракциями кусается (по 399 рублей каждое). Но во время распродаж скидки на неё доходят до 70%, и с такой суммой расстаться куда проще.

 

К слову, Mordheim — не единственная игра по фэнтезийному миру Warhammer, посвящённая наёмникам. Если вы вдруг пропустили её в своё время — обязательно сыграйте в тактическую стратегию Warhammer: Dark Omen, хорошо передающую ощущения от настольных сражений в этой вселенной. Правда, легально купить её сейчас негде, в отличие от её предшественницы, Warhammer: Shadow of the Horned Rat (игры тоже достойной, но уж совсем устаревшей).

Убивая чудовищ

Хотя о серии ролевых игр «Ведьмак» всё уже, кажется, сказано, её всё равно нельзя игнорировать, когда идёт разговор о наёмниках. Как ни крути, охотник на чудовищ в любом обличье — тоже представитель этой профессии.

Кратко остановлюсь на самом важном: как и герои почти всех игр, о которых идёт речь в этом тексте, Геральт — положительный персонаж, который остаётся таким, что бы он не натворил под руководством игрока.

Работа по найму

Переходя к играм про наёмников, посвящённым не Средневековью и фэнтези, а современным конфликтам, сразу начну с самой знаковой из них — пошаговой тактической стратегии Jagged Alliance 2. Можно было бы присудить такой титул и всей серии, но первая часть всё-таки настолько устарела, что мало кто предпочтёт проводить время за ней, а не снова взяться за сиквел. Ну а аддон Unfinished Buisiness слишком короток и линеен, чтобы возвращаться к нему после первого прохождения. В саму же Jagged Alliance 2 можно играть бесконечно.

Секрет успеха — в непревзойдённом сочетании блестящей игровой механики (так же сильно меня впечатляла только X-COM: Apocalypse), полной свободы действий, богатого арсенала огнестрельного оружия и очень харизматичных героев, чьи клички и коронные фразы из перевода «Буки» навсегда врезаются в память. Очаровывает и место действия — вымышленная банановая республика, в которой Хуанов и Кончит нужно спасти от жестокой диктаторши. Ну какой выходец из бывшего СССР не мечтает повоевать под пальмами за права угнетённых, как Фидель и Че?

Интересная особенность Jagged Alliance 2 — её экономическая система, нетипичная для игр про наёмников. На старте заказчик, бывший король, жена которого узурпировала власть, даёт скромные подъёмные, а потом основным источником дохода становятся шахты с драгоценными металлами, которые расположены в освобождённых городах. Денег хватало и творить какие-то непотребства тут совсем не было смысла, поэтому у моего поколения игроков Jagged Alliance 2 сформировала очень романтизированный образ наёмников.

К сожалению, ни одна из множества команд, пытавшихся выпустить продолжение этой великой игры, и близко не повторила её успех. Самым интересным из проектов-наследников остался тот, который не дожил до релиза. После конфликта с GFI Strategy First попыталась сделать новую версию вместе с «Акеллой» на движке Silent Storm. В 2006-м мы получили первые крупицы информации об этом проекте в эксклюзивном интервью, и звучали они любопытно…

 

Единственные подражатели Jagged Alliance 2, которые достойны тёплых слов — это студия Apeiron. К её «Бригаде E5» и 7.62 можно предъявить массу претензий: они далеки от идеала технически и не могут похвастаться и малой толикой харизмы Jagged Alliance 2. Но для любителей тактических сражений они стали настоящим открытием: бои в них разворачиваются в реальном времени, а прицеливание, стрельба и движения бойцов смоделированы правдоподобнее, чем где бы то ни было. Да и арсенал тут до неприличия огромен.

Комплект из «Бригады E5» и 7.62 с интегрированным гигантским модом Hard Life сейчас продаётся в Steam всего за 169 рублей. Эта игра просто обязана быть в библиотеке каждого человека, который считает себя поклонником тактических стратегий, так что если ещё не купили её — самое время это сделать.

 

Militaires Sans Frontières

Говоря о наёмниках, также нельзя обойти вниманием и серию Metal Gear. Правда, подробно разбирать её в этот раз я не буду: во-первых, потому что она слишком громоздка и специфична, что требует написания отдельной статьи, во-вторых, потому что Олег Зайцев уже частично проделал эту работу на Riot Pixels пару лет назад.

Тема наемничества была ключевой для серии с первой части Metal Gear, в которой главный злодей пытается создать независимое «государство наёмников», обладающее оружием массового уничтожения. В вышедшей на PSP в 2006 году Metal Gear Solid: Portable Ops игрок в разгар «холодной войны» формирует в джунглях Южной Америки свой отряд наёмников, который в Metal Gear Solid: Peace Walker превращается в ЧВК Militaires Sans Frontières («Солдаты без границ»). MSF играет центральную роль и в Metal Gear Solid V: The Phantom Pain, подхватывающей сюжетную эстафету у Peace Walker.

 

В Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots, события которого разворачиваются в альтернативном 2014 году, национальные армии вообще ушли на второй план, а основным участником конфликтов по всему миру стали «частники». Metal Gear Rising: Revengeance начинается с того, что ЧВК, в которой трудится главный герой, кибер-ниндзя Райден, пытается предотвратить покушение других наёмников на лидера одной из африканских стран.

Soldier of Fortune — не только шутер

Главными героями шутера Soldier of Fortune, вышедшего в 2000 году, и его продолжения Soldier of Fortune 2: Double Helix, тоже были наемники. Но запомнились эти игры другим.

В них была чрезвычайно передовая по тем временам система повреждений, которая делила тело каждого врага на 26 зон в первой части и на 36 во второй. Попадания в любую из них оценивались по-разному.

Ещё одной революционной новинкой была крайне жестокая система и детализированная «расчлененки»: оппонентам можно было сносить головы и отстреливать конечности.

Вышедшую в 2007 году Soldier of Fortune: Payback делали уже совсем другие люди, и эта игра — вообще ничем не примечательный низкобюджетный шутер.

Однако не все знают, что самая первая Soldier of Fortune — это игра по известной лицензии. Разработчики заключили договор с журналом Soldier of Fortune, который был основан ещё в 1975 году и прославился тем, что публиковал не только репортажи из горячих точек и обзоры современного вооружения, но и настоящие объявления о вербовке наёмников. Этот журнал существует до сих пор, но с апреля 2016 года он прекратил выпуск печатной версии.

Не ходите в Африку гулять

Казалось бы, в каком ещё жанре «вольные стрелки» могли бы разгуляться так, как в экшенах с открытым миром? Однако таких проектов на удивление немного.

Mercenaries 2: World in Flames — просто слишком слабая игра, к которой нет смысла возвращаться спустя почти 10 лет (хотя она примечательна тем, что в ней нужно было по очереди послужить чуть ли не всем участникам конфликта).

 

Нельзя назвать хорошим шутером и Far Cry 2, хотя неприглядную сторону наемничества он раскрыл сполна: тут есть и работа на обе стороны, и предательства, и военные преступления, и разжигание конфликта операциями под ложным флагом. Плюс, система отношений с другими «солдатами удачи» представляет некоторый интерес: те, с кем вы подружились, выполняя их задания, предлагают альтернативные варианты прохождения сюжетных миссий и вытаскивают подстреленного героя с поля боя. Звучит это, правда, намного лучше, чем реализовано в игре. Если хочется чернухи про гражданскую войну в Африке с участием наёмников — лучше посмотрите «Кровавый алмаз».

 

Двое — это уже армия

На этом фоне молодцом держится серия Army of Two, даром что это линейные консольные шутеры. Играть нужно только в первые две части — третью Electronic Arts умудрилась испортить. На мой взгляд, это одни из лучших шутеров для совместного прохождения, во многом превосходящие даже именитую и значительно более высокобюджетную серию Gears of War.

Первая часть радует разнообразными миссиями и отлично передаёт атмосферу наемничества. Вторая — это эпическая история о том, как элементарное задание может превратиться в апокалипсис наяву, если вы окажетесь не в том месте не в то время. По сюжету главные герои — хорошие парни, но во второй части им несколько раз предлагают моральные дилеммы, в которых можно действовать и цинично. Обе игры могут похвастаться очень изобретательной геймплейной механикой, рассчитанной на прохождение в паре (кое-что можно увидеть в видео ниже). Хорош и оружейный магазин — тратить заработанные деньги тут чертовски приятно.

К сожалению, эта серия наглухо застряла на Xbox 360 и PlayStation 3. Electronic Arts и производители консолей не спешат добавить её в PlayStation Now и реализовать совместимость с Xbox One, а старые сетевые сервисы давно отключены. Так что если захотите доказать, что двое — это уже армия, то придётся найти старую консоль и провести вечер за одним телевизором.

На подхвате

Ещё один неплохой шутер о наёмниках — тоже консольный и линейный Killzone: Mercenary с PlayStation Vita. Его главный герой — бывший солдат армии Объединенных колоний, который подался в наёмники и выполняет задания не только Межпланетного стратегического союза, но и хельганцев, с которыми приходится воевать в остальных играх серии.

По сути, это обычный шутер, к которому прикрутили финансовую систему. За любые успехи, от банальных попаданий в голову до аккуратных «зачисткок», в ходе которых не подняли тревогу, игрок получает денежное вознаграждение, которое можно потратить на оружие и снаряжение. Примочки точно пригодятся, если вы решите пройти какую-то миссию, добавив особые условия. А сделать это наверняка захочется, ведь кампания пролетает очень быстро. Жаль, что сюжет, как у почти всякого спин-оффа, тут мало что значащий в общей картине мира. Зато сама игра красивая и динамичная.

Не тот масштаб

Игры в жанре RTS, в отличие от тактических стратегий, обычно изображают сражения более крупных подразделений. В фэнтези и Средневековье в них ещё есть место наёмникам, но в современных конфликтах это выглядит нелепо. В открытом бою они никогда не выдержат натиска регулярной армии. Если же разработчики «накачали стероидами» какую-то ЧВК и сделали её угрозой сверхдержавам, то выглядит это карикатурно, как Act of War и Act of Aggression.

***

Вспомнив, кажется, все или почти все значимые игры о наёмниках, я практически не увидел среди них тех, что демонстрировали бы их как беспринципных головорезов. Игроку предлагают либо прилизанный образ положительных героев, либо дают свободу выбора — но такую, где жизнь не вынуждает принимать неприятные решения и быть добряком легко.

Напрашивается вывод, что именно этим и нравятся игры о «псах войны»: многие люди хотят вольной и лихой жизни, а её изнанку предпочитают оставить за скобками. Увидим ли мы игровую версию «Чёрного отряда» или чего-нибудь в этом духе? Хотелось бы верить, потому что это было бы интересно.

  • Иван Ефимов

    Сделайте что ли расстояние между строчками в районе 24,а то читать сложно) Причем даже на главной на превью статей 22.

  • Konstantin Fomin

    Хорошо, я и шрифты может ещё поменяю.

  • Appleman

    Рад видеть одного из любимых авторов на любимом сайте. А вот текст — не понравился. Всё в кучу и ни о чём. Имхо.

  • Hendriks

    Урра! Константин, с возвращением. Всегда было приятно читать ваши статьи/рецензии и на AG, и на RP. Теперь буду читать здесь 🙂

  • Bishop

    >фикциея

    Поправь, в разделе о Bladestorm.

    Текст очень общий, но как чтиво я прочел с удовольствием.

  • Konstantin Fomin

    Спасибо!

  • Chazm

    А версия е5 и 7.62 из стима прям проходибелна? Были диски даже, но дропал из-за багов.

  • Lima Zulu

    Немного не хватает информации о наемниках фантастических: дополнения Mercenaries к симулятором Mechwarrior 2 и Mechwarrior 4, к примеру, подходят к под эту категорию. Наверняка были и другие игры в фантастических сеттингах?

  • Umbaretz

    Звёздные Волки. Да и КР.

  • Niro

    Белое на черном. Непонятно — зачем такое кошмарное оформление? читать невозможно.

  • Andrey Dragunov

    Корректора нет?
    Хотя бы аутсорсь это дело, куча несогласованных предложений.
    «Играть нужно только в первые две часть «, ещё пару ошибок заметил, но уже не найду.

    Вот и дальше по тексту.
    «По сюжету главные герои — хорошие парни, но во второй части они им несколько раз предлагают моральные дилеммы, в которых можно действовать и цинично.»
    Они — авторы или наниматели? Ранее ни те ни другие не упоминаются адресно.

    И в следующем предложении не выловили очепятку — пробел пропущен. «Обе игрымогут».

    «Примочки точно пригодятся, если вы пройти какую-то миссию, добавив особые условия.»

  • banner57

    Хз, на мой взгляд Джа2 — хоть и лучшая игра про наемников, но как тактическая стратегия она довольна слаба. Жаль что джа3 от Ф3 гамез не взлетела — акелле за такое надо гвоздь в голову вбить.

  • а как же Корсары?

  • Геральт — положительный персонаж, который остаётся таким, что бы он не натворил ПОД руководством игрока. (пропустили предлог)

  • Konstantin Fomin

    Я хочу про Батлтек отдельно

  • LinDze

    претензия уместна, но кое что интересное я их статьи почерпнул.

    Спасибо

  • LinDze

    к стати да, в переработаных КР ( a war appart) эта тема неплохо раскрыта.
    а ещё, хоть и вскользь, можно вспомнить Tyranny

  • Konstantin Fomin

    Спасибо, выправлю! Много и спешно туда-сюда редактировал, чтобы вовремя запуститься. Дальше такого быть не должно )

  • Scrawder Man

    По сути в любой игре, или что более точнее РПГ, мы наемник.

  • Andrey Dragunov

    Я вижу, в целом грамотность на уровне, это именно следы правок, которые не успели выловить.
    Также надо бы формулировку в разделе «о проекте» переформулировать: «Почему я вообще решил делать отдельный сайт, а не публиковать статьи на основном Riot Pixels? Потому что мне хочется создавать самостоятельный проект…» Поскольку использована завершённая форма в первом предложении, во втором напрашивается «хочется создать».
    Другие рубрики гляну ещё на досуге на предмет ошибок, но не сейчас.

  • Lima Zulu

    Тогда, наверное, стоит дождаться выхода свежей TBS по нему. К слову, тоже про наемников.

  • Konstantin Fomin

    Не понял, где это так. Можно скрин?

  • Konstantin Fomin

    Спасибо )

  • Konstantin Fomin

    Про пиратские игры я тоже хочу как-нибудь отдельно

  • Niro

    Константин, у меня вот так выглядит: https://uploads.disquscdn.com/images/a79116985028cd63a4633f33787eaec83f8f026e25e28c3f2280aa2901e6405f.jpg

  • Konstantin Fomin

    Адблок же. Тут даже рекламы пока нет, можно безболезненно добавить в исключения.

  • Niro

    Да, отключил и стало нормально. Спасибо.

  • Toledo

    Уж очень узкая колонка с текстом, неудобно читать, хочется хоть чуточку пошире. Практически безболезненно для дизайна можно расширить за счет аватарки автора с подписью — перенести ее над статьей, или еще куда — сразу плюс три колонки bootstrap = 25% 😉

  • DJ

    А Darkest Dungeon? Тоже весьма близко к теме.

  • ZloyDblX

    Меня наверное сейчас заплют, но я все же скажу, что прохладно встреченный Shadowrun достаточно подробно описывает жизнь наемника, и он таки довольно груб, грязен и циничен.