30 марта состоялась премьера фильма «Призрак в доспехах» (Ghost in the Shell) — голливудской адаптации киберпанк-вселенной, которая большинству знакома по одноимённому японскому полнометражному мультфильму 1995 года. Многие фанаты восприняли его в штыки. Но что именно не так с новой лентой? Почему вокруг «Призрака в доспехах» сложилось настолько мощное и стабильное сообщество поклонников?

Style over substance

Культурное значение аниме 1995 года сравнимо с другой киберпанк-иконой — вышедшим на заре восьмидесятых «Бегущим по лезвию» (его фанатам, кстати, тоже пора морально готовиться к октябрьскому релизу сиквела). Во многом это связано с затронутыми в нём философскими темами. На это особенно любят делать упор поклонники, когда хотят доказать, что это серьёзное искусство, а не просто мультики — и иногда начинают видеть в «Призраке в доспехах» больше глубины, чем там есть.

Ghost in the Shell — это, безусловно, переиначенное The Ghost in the Machine, название книги писателя еврейского происхождения Артура Кёстлера (наибольшую известность ему принёс роман «Слепящая тьма» о сталинских чистках старых революционеров). На русский The Ghost in the Machine перевели как «Дух в машине», и такой перевод ближе к тому значению слова ghost, которое используется в японском киберпанке.

Ghost в Ghost in the Shell — это сознание человека, то что отличает его от робота. Если угодно, можно назвать его и «душой». Но если тело полностью заменить на искусственные детали, и из своего у человека сохранится только «призрак», то останется ли он человеком? Кем считать бестелесный искусственный интеллект, у которого тоже сформировался «призрак»? У авторов полнометражного аниме и впрямь получилась очень выразительно и популярно показать проблему дуализма разума и тела.

 

И во многом своей популярностью «Призрак в доспехах» обязан как раз этой выразительности, а не философской глубине. Проще говоря, это потрясающе красивый и стильный мультфильм, с каким-то безумным вниманием к деталям декораций, гениально подобранными ракурсами, очень реалистичной анимацией движений и врезающимся в память саундтреком.

С каким-то особенным фанатизмом создатели подошли к промышленному дизайну техники и оружия. Они даже полетели на Гуам и провели целое исследование, стреляя по предметам из разных материалов и документируя, как именно они разлетаются. На славу поработал и сценарист, который в идеальных пропорциях отмерил погонь и перестрелок, расследований, спокойных диалогов и молчаливых панорам.

И, конечно, очень хороши были персонажи. Главная героиня, майор Мотоко Кутанаги из 9-го отдела, который борется с кибер-преступностью — человек весьма необычный. И дело совсем не в её заморочках, связанных с её полностью кибернетическим телом и поиском идентичности. Куда интереснее её характер и взаимоотношения с коллегами, которые удалось передать очень естественно. Чтобы не произошло, сама Мотоко и весь 9-й отдел ведут себя спокойно и очень профессионально, но при этом не лишены чувств, очень уважают товарищей и заботятся о них (при этом в «Призраке в доспехах» вообще нет романтической линии — и хорошо, ведь она была бы тут лишней). Так удачно выписанных героев редко где встретишь, и с ними не хочется расставаться.

В общем, «Призрак в доспехах» 1995 года — безусловно, выдающаяся вещь, по праву заслужившая признание

Post-Cyberpunk

Впрочем, стоит отметить, что вселенная «Призрака в доспехах» начала своё существование гораздо раньше 1995 года. Ещё в 1989 году в Японии выходила соответствующая манга. И, как это часто бывает, аниме не следует сюжету первоисточника, а заимствует из него мир и персонажей и предлагает совсем другое, более взрослое прочтение. Да и визуальный стиль несколько отличается. Кстати, в ближайшем ближайшем будущем у российских поклонников появится возможность почитать мангу на родном языке: издательство «Азбука» анонсировало релиз трёх книг.

С 2002 по 2005 год также вышло два сезона анимационного сериала Ghost in the Shell: Stand Alone Complex, за которым последовала полнометражка Solid State Society. Несмотря на то, что внешне они очень похожи на продолжение полнометражки, это ещё одна альтернативная версия всё той же вселенной.

И, на мой взгляд, самая интересная. Ведь первая полнометражка, при всех её достоинствах, всё-таки была жёстко ограничена по хронометражу и могла лишь лаконично рассказать одну-единственную историю, причём не такую уж оригинальную для киберпанк-произведений. У сериала есть в этом плане огромное преимущество: времени хватает на то, чтобы в деталях показать окружающий мир и контекст происходящих событий, лучше познакомить со всеми персонажами и показать их развитие. Так что лучше всего посмотреть первую полнометражку, а потом сразу засесть за Stand Alone Complex.

Стоит ли тратить время на остальные анимационные фильмы — вопрос спорный. «Призрак в доспехах 2: Невинность», который формально является прямым продолжением полнометражки 1995 года, так сильно прибавил в сюрреалистичности происходящего и философских исканиях, что может совсем не понравиться вам, даже если вы в полном восторге от оригинала. Ghost in the Shell 2.0, с которым не стоит путать «Невинность» — ужасная обновленная версия первого фильма. Джорджу Лукасу и не снилось, что культовые произведения можно уродовать «новыми технологиями» настолько жутко. Наконец, есть ещё Ghost in the Shell: Arise: сериал в OVA-формате (серий меньше, но они длиннее) и еще одна полнометражка, рассчитанные на «молодёжную аудиторию». Ни с одной из предыдущих версий вселенной Arise, само собой, не стыкуется.

 

Electric Sheep

Ну а что же новый фильм? Несмотря на то, что кадры из трейлеров демонстрировали множество прямых заимствований из оригинала, свежая кинолента — это не ремейк, а ещё одно самостоятельное произведение, уже пятая версия вселенной Ghost in the Shell.

Главный плюс голливудской картины — впечатляющий визуальный ряд. Авторы не просто развесили повсюду неоновые вывески кислотных цветов, а поработали над мелкими деталями, которые видны лишь во время пеших прогулок героев по улицам, и появляются на экране всего на несколько секунд. Когда это станет возможным, я наверняка проведу немало времени, изучая стоп-кадры. Было бы интересно сыграть в RPG или экшен с открытым миром в таком городе.

 

Остальное получилось гораздо хуже. Сюжет настолько прост, что даже по сравнению с не самой замысловатой интригой оригинала он кажется какой-то пошлой примитивщиной. По сути, перед нами стандартная, довольно занудная origin story из кинотрилогий о супергероях — рассказ о том, как Мотоко на самом деле стала киборгом. Но если в трилогиях Marvel первые фильмы приходится воспринимать как необходимое зло, после которого герои могут свободно резвиться на просторах киновселенной, то тут продолжения может вообще не быть.

Совсем не удалась героиня: постоянно истерит, не выполняет приказы начальства, не блещет умом. Её невозможно полюбить, как Мотоко из оригинальной полнометражки и сериала. Из всего 9-го отдела какого-то упоминания достоин только её напарник Бато, который получился очень убедительным. Остальным просто не хватает экранного времени. К примеру, Тогуса, единственный в отделе оперативник без кибер-улучшений, появляется во всём фильме минуты на полторы. Его вообще можно было бы вообще вырезать, если его роль сводится к тому, чтобы сказать «у меня нет имплантов и мне норм».

В целом же, фильм получился средненьким: если бы не знакомое название и не «копипаста» знакомых эпизодов, его никто бы особо не заметил, как какое-нибудь «Восхождение Юпитер» Вачовски.

 

High tech, low life

За какой бы вариант вселенной вы в итоге не взялись, стоит понимать, что «Призрак в доспехах» — это не только мегаполис, где почти всегда темно, и даже не только высокотехнологичная Япония. Вокруг событий, которые происходят с главными героями — целый мир со своей историей, дающей богатый контекст. И это, конечно, очень серьёзный повод посмотреть сериал, а не останавливаться на полнометражке.

К началу 2030-х годов планету успели потрясти ещё две мировые войны, одна из которых была ядерной. В результате были уничтожены многие столицы крупнейших держав (например, Берлин), а Америка развалилась на части, одна из которых заключила союз с Россией. Другая её часть, Американская империя, стала проводить политику экспансии: не только вторглась в Мексику, но и через ООН втянула в этот конфликт на своей стороне Японию и Британию. В похожей ситуации японцы отправили войска и в Корею, которая в итоге стала единой страной. Курильские острова Россия отдала по своей воле — в обмен на экономическую помощь.

Впрочем, Япония тоже пострадала от всемирной турбулентности — во время войны Токио был уничтожен ядерным ударом. Хотя по сравнению с остальными Стране восходящего солнца досталось меньше всех: она умудрилась отсидеться во время глобальных «разборок», а наномашины позволили ей вычистить радиоактивное заражение. Уже несколько лет длится мирное затишье, однако отношения между крупными державами (скажем, Японией и Китаем) остаются напряжёнными, куются новые военные альянсы, крайне серьёзной остаётся проблема беженцев (во втором сезоне Stand Alone Complex говорят о том, что Япония приняла три миллиона).

С внутренней политикой на островах тоже не всё гладко: члены правительства плетут друг против друга интриги, корпорации и власти вступают в преступные сговоры, зарабатывая на жизнях простых людей, спецслужбы ведут тайные войны. Чтобы угнаться за ходом расследования и поворотами сюжета, в «Призраке в доспехах» нельзя слушать диалоги вполуха. При этом проблемы и пути их решения у героев взрослые, достаточно циничные и жестокие, хотя и без «чернухи». У авторов получился хороший детектив и убедительный технотриллер, который можно смотреть не закрывая глаза ни на какие упрощения и условности. Тут всё серьёзно.

До сих пор впечатляет проработанностью и техническая сторона вселенной, хотя и полнометражка, и сериал вышли уже очень давно. Конечно, многие детали, вроде виртуальных чат-комнат или моментов, когда агенты втыкают в затылок кабель и подключаются к компьютерам, сейчас воспринимаются как милое ретро.

Но ведь важно не то как выглядят интерфейсы, а какой сюжетный смысл вкладывали сценаристы. И в этом плане Stand Alone Complex ничуть не уступает «Черному зеркалу»: так же изобретательно заставляет думать, сколько невиданных ранее проблем создают информационные технологии. Кибер-мозг даёт множество преимуществ — но его можно взломать, взять человека под контроль и даже заменить его воспоминания. Искусственные глаза хороши, пока кто-то не начнёт налету редактировать изображение, поступающее в ваш мозг, или тайно подсматривать за вами. Что делать, если вы влюбились в андроида, а завод снял с производства запчасти? И Насколько далеко может зайти запущенный когда-то мем?

Phonies and copycats

А ещё по вселенной выходили компьютерные игры. Правда, большинство из них безбожно устарели и не представляют уже никакого интереса. На первой PlayStation разработчики не решились анимировать грациозную Мотоко и вместо этого сделали экшен про танк-многоножку, которым управляет один из оперативников 9-го отдела. На PlayStation 2 был шутер от третьего лица, на PSP — от первого.

Единственная актуальная игра по Ghost in the Shell на сегодняшний день — сетевой free-to-play-шутер First Assault Online. Но особого смысла играть в него тоже нет — кроме лицензии он ничем не отличается от других игр того же жанра, которыми рынок уже переполнен. В России игра, кстати, пока официально не доступна в Steam.

 

Но влияние на игровую индустрию вселенная Ghost in the Shell, без всяких сомнений, оказала.

Ведь едва ли у кого-то есть сомнения, на что засматривалась Bungie, когда делала экшен Oni…

Отголоски можно заметить и в более свежей киберпанк-игре Remember Me, героиня которой мало что помнит о своём прошлом…

 

Наверняка что-то позаимствует и Quantic Dream в своей грядущей игре Detroit: Become Human, один из главных героев которой — андроид-полицейский.

Кстати, ситуация, когда нормальной игры по лицензии нет, но откуда-то берутся её подражатели — это ведь и есть тот самый Stand Alone Complex.

  • ParasaitoShinguru

    Писать про вселенную GitS и ни словом не упомянуть про её создателя, автора оригинальной манги Koukaku Kidoutai 1989 года Масанори Ота ( https://ru.wikipedia.org/wiki/Масамунэ_Сиро ) это, конечно, надо уметь.
    Что касается сиквелов/приквелов, то есть ещё манга 2012 года (и аниме по ней) Koukaku no Pandora ( https://en.wikipedia.org/wiki/Pandora_in_the_Crimson_Shell:_Ghost_Urn ) за авторством того же Масамуне Сиро, в которой действие происходит во вселенной GitS, но значительно раньше событий с участием Мотоко — андроиды и ИИ уже присутствуют, но полная киборгизация с пересадкой мозга в искусственное тело считается сверхдорогой медицинской операцией с плохими шансами выживания пациента.

  • zmiyko

    Не знаком с вселенной, но в курсе что оригинал вышел в 1989. Тоже удивился, что о нем упомянули вскользь. Почему?

  • deus ex machina

    Глянул Пандору и лучше бы не смотрел. О времена…

  • ParasaitoShinguru

    А ведь изначально сюжет Пандоры писался как спинофф к
    Ghost in the Shell: Arise, то есть главной героиней там должна была быть молодая Мотоко.

    Если серьёзно, то времена тут ни при чём, оригинальная манга 1989 года с самого начала была в том числе и про сиськи и виртуальный лесбийский секс.

    https://i.imgur.com/3MRiv5D.jpg

  • Creativio

    Хорошая статья, но…
    >Ghost в Ghost in the Shell — это сознание человека, то что отличает его от робота. Если угодно, можно назвать его и «душой».
    Нет нельзя. В мире GitS «душа» так и осталась метафизическим непознанным понятием. «Призрак» — термин в этом мире строгий и научный. Эти два понятия смешивать нельзя.

  • inFamous

    ->Чтобы ни произошло
    Косячок

  • Reitzteil

    Забей.

  • deus ex machina

    Лесбийский секс это хорошо, если он нарисован нормально. А если это все нарисовано так… по-современному… Ну в общем такая же пичаль что и с новыми утиными историями.

  • Nebuchadnezzar

    Ghost in the Shell Сандерса выглядит отличным началом для серии фильмов, но как самостоятельное произведение он слабоват — массовый зритель его не понял, а хардкорные фанаты полнометражки восприняли его в штыки. У него много достоинств:

    — Отлично подобранный актёрский состав. Такеши Китано в роли Арамаки — новый эталон для этого персонажа. Скарлетт Йоханссон замечательно воплотила роль Мотоко, такой холодной и неэмоциональной, какой её изображал Мамору Ошии. Тогуса с его неизменным револьвером, Бато и его бассет, бородач Ишикава (который здесь — снайпер Сайто?) — все персонажи получились идеально. Хотя, на мой взгляд, Бато мог бы быть более крупным и более немцем.
    — Великолепно изображённый мир. Город, жители, технологии — всё проработано с душой и подано со стилем.
    — Ураганный экшен. В этом плане фильм — лучшее из всего, что было в серии.
    — Свои удачные находки. Технологии будущего сломали языковой барьер: Арамаки и Тогуса разговаривают с коллегами на японском языке, а те отвечают им на английском. Новый пример того как кибернизация наносит урон человеческой личности: в фильме явно показано, что Мотоко была японкой, пока её мозг не переместили в казённое европеидное тело.

    Главный недостаток, на мой взгляд, заключается в сценах и диалогах с претензией на глубокий смысл, которые фильм прихватил из полнометражки. Все эти долгие взгляды и короткие фразы с длинными паузами на конце совершенно не удались — вместо них следовало бы добавить больше экшена, визуальных гэгов, ванлайнеров, постмодернистских отсылок, коротких сценок из повседневной жизни персонажей и не стоило бояться сказать прямо в камеру: «мы — отдел по борьбе с киберпреступностью», «мы ищем хакера, который взламывает мозги людей через кибер-импланты», «я вижу иллюзию потому что кто-то хакнул мои глаза», «я хочу залить своё сознание в интернет и освободиться от оков моего бренного тела». Т.е. фильму пошло бы на пользу если бы он был основан на манге или сериале, а не на полнометражке Ошии. Вдобавок — это дало бы больший простор для продолжения, вот только, есть у меня подозрение, что никакого продолжния не планируется, а без него новый Ghost in the Shell — обычный лайв-экшен — жанр с совершенно непонятной для меня аудиторией, потому что я не вижу смысла снимать культовое аниме заново, но с живой актёрской игрой.

  • Lima Zulu

    Без этой AMV в разрезе темы обойтись нельзя, ящитаю.
    https://youtu.be/OwdlqquJDK4

  • Windigo

    >»я вижу иллюзию потому что кто-то хакнул мои глаза»
    Эмм, кому там глаза хакнули?

  • Не будет никакой серии, провалился же он. Денег не дадут уже.

  • Denis xdesyat

    в детстве после просмотра данного клипа , мне очень захотелось ознакомиться что за мультфильм такой , и думал что музыка из него:)

  • Anton Lapshin

    меня как раз в фильме больше всего выбешивает именно то, как передёргивают сцены из первоисточника. ну, типа, если ты смотрел полнометражку 95 года лет пять-семь назад, будешь и правда реагировать типа «о, прикольно, сюжет, конечно, говно, зато смотрите, как сцены круто сделали, прям как там!». но ежели помнишь в деталях, всё перелопаченное и испоганенное в фильме только вызывает бешенство. единственное, что без особых нареканий вышло — собсно, вступительная сцена «рождения киборга», которая, в целом, достаточно идентичная. всё остальное какая-то похабщина, если честно. смысл не передаётся, характеры ведут себя совсем иначе, комкают по два персонажа в одного и в качестве окончания сцены вообще его потом убивают. бредятина, короче.

  • Sergei

    Невозможно утверждать с уверенностью, пока мы не увидим версию с оригинальной дорожкой

  • zmiyko

    Ну он окупился. Правда прибыль мизерная. Хз, будут ли тратить деньги на продолжение.

  • Sabatta

    В юности видел похожий клип (по МТВ), но трек был совсем другой, в стиле транс. Сейчас найти не могу 🙁

  • Starkillerus

    А мне понравился новый фильм… И статья…

  • Deus Ex Vino

    Фильм совсем не плох если рассматривать его как самостоятельное произведение и не сравнивать с «оригиналом» — на крепкую 4ку имхо.
    Посмотрим еще как перезапуск «Бегущего по лезвию» пройдет.

  • Джо Джо

    Очень плохой вкус и компетенция. Зачем писать в таком случае? Оригинальный гитш(аниме-фильм, само собой. Мангу можно сжечь и мир ничего не потеряет) вполне себе заполнен философскими камео, пусть и дальше коротких цитаций это идет не так часто. Но основные цепочки столкновений бинаризмов вполне занятны с такой точки зрения. И странно ультимативное восхваление САК, который как раз потерял в значимости для киномира из-за перехода в жанре в более клишированную, «прикладную» стезю. Да и сравнения с современными сказочками аля Сумеречная Зона(а Черное Зеркало именно такое, это примитивные сказочки с моралью. Разве что в огромный минус этому сериалу идет то, что не не позиционирует себя столь легкомысленно, а более упирается в пафос. Из-за этого Сумеречная Зона вспоминается с умилением, Черное Зеркало лишь с интеллектуальной брезгливостью) выглядят неуместными, даже если дело касается более упрощенного, политического боевика в Станд Алоне.

  • Allian

    Но что от создателей Fallen London и прочего, можно же было добавить 😉

  • Igor

    Выжили одни школоло-буряты (

  • sofat

    экшен рпг, да еще и китайское, ну его в болото

  • Nerd_Sp

    Ух какой лютый generic.
    Каждый второй скрин кричит что хороший графон это не шейдеры с полигонами, а десигн.
    Которого тут нет.
    А есть каша из пикселей.

    Если присмотреться, на скрине можно найти целых два персонажа.
    http://s01.riotpixels.net/data/de/93/de93772d-e42b-4e15-a060-13c1b76d120a.jpg/screenshot.code-vein.1728×972.2017-04-20.6.jpg

  • Последняя надежда выживших – отряд ПК Бояр. Его бойцы променяли эксклюзивы на нечеловеческий графон.

  • Slauka

    Наконец-то анимешники приобщатся к дарк соулсу, хыыы

  • ParasaitoShinguru

    У анимешников всегда был мохан с няшками и котиками же, который в разы сложнее.

  • HedgeKnight

    Не люблю карты, но это ладно, это я могу пережить. В трейлере меня таймер отпугнул, но тут, я смотрю, кнопка с паузой есть, значит ли это что игра меня не будет подгонять?

  • ПК бояре безвкусное аниме на дух не переносят, так что в данном случае человечество обречено.

  • Я сперва решил, что ты троллишь. Но на всякий случай решил присмотреться и… о ГОСПАДИ, реально тут два персонажа. Сижу ржу.

  • ParasaitoShinguru

    Да, там пауза на пробеле, все действия можно производить на паузе, а сами таймеры играют роль кулдаунов и задержек, чтобы симулировать разные события из жизни.
    Игра вообще никак не подгоняет, хотя иногда и возникают ситуации, когда нужно сделать что-то до истечения таймера. Обычно это признак того, что что-то пошло совсем не так и дело идёт к печальному концу. Все подобные ситуации можно предотвратить, так что это больше задача правильного менеджмента, чем скорости реакции.

  • HedgeKnight

    Спасибо за рекомендацию.
    Купил, поиграл пару часиков. Есть раздражающие недочеты, например что карта в слоте ничего не делает, а слот при её выборе всё-равно подсвечивается, нельзя сделать так чтобы описания постоянно висели и так далее. Но в целом всё очень даже хорошо, посмотрим как дальше и как с реиграбельностью.

  • Maxim Max

    Что из перечисленного есть в Deadfire: неспешность, мало мейн квеста, мало разговоров с напарниками, религиозности порядошно, загрузки всё такие же длинные.

  • Maxim Max

    Они стали быстрее, но суть та же. Всё так же хрен поймешь кто где и на кого нацелен. Время между атаками может длиться по 5 секунд, с ускорением конечно быстрее, но не намного. Но боевка там не самое плохое, что есть в игре. По-моему пиратский морской сеттинг там вообще почти никак не раскрыт и уныл донельзя. Но я тут предвзят, потому что не люблю такой сеттинг. Если честно, то даже блэк флэг меня в сеттинге больше интересует, чем вторые пилларсы, а ведь флаг стала для меня почти той игрой из-за которой я понял, что ненавижу пиратов и всё, что с ними связано( Или то был ризен 2…Кароче обе «хороши».

  • Maxim Max

    Если верить последним ревеляциям Авеллона, то там злой был не издатель, а Фергушечка Урка. А я Авеллону верю почти так же, как Гейбу нашему Ньюэллу.

  • Denis Kublitsky

    C SSD загрузки недолгие (3-5 сек), но боевая система, конечно, очень утомляет. Если бы из игры просто убрали кучу однообразных битв (убить 1-3 скелетов, слизняков, воров и т.п.) и оставили более-менее серьезные бои (5 и больше противников, когда даже на нормале приходится планировать действия), уже стало бы почти терпимо.

    Лор почти весь в книгах (они скучные, да), а диалоги в большинстве не такие уж унылые. По сравнению с Tyranny и Tides of Numenera в этом плане PoE вообще как книга для детей.

  • Brax

    В первых Пое и НьюВегасе сюжет был вполне вменяем, если диалоги не прокручивать. Цезарь, кстати, вполне аргументированно обосновывает свои исторические закидоны.

    А тут cюжета почти нет. Уплываем с первого острова и забиваем на Эотаса болт. Фактически вся сюжетная линия, это — поговорить с Эотасом в первый раз. Поговорить второй раз. Поговорить в третий раз. Набить репутацию одной из 4 фракций, что бы помогли пройти шторм (альтернатива — купить за сотни нефти супер-корабль). Поговорить с Эотасом в четвёртый раз.

    Другое дело — сайдквесты и политические разборки. Я в одной только Некитаке залип часов на 10.

  • В рецензии ни слова про гей-романсы и повальное СЖВ из всех щелей — я негодую.

    А если серьезно, главный сюжет в этот раз совсем какой-то уж слабый и невразумительный. А еще игра, с уходом последних сценаристов времен нью вегаса, ощутимо потеряла в искушенности, ироничности, полутонах, прибавив в наивности и непосредственности, это уже больше биовар-лайк, пожалуй первая игра обсидианов из которой торчат ослиные уши поп-игровой культуры. Морская часть просто не нужна. Половина локаций на карте тоже. А еще боевка намного, НАМНОГО легче чем в первой части и это убивает львиную долю очарования игры как данжн кравлера.

    Впечатления смешанные, и то за счет нескольких действительно неплохих сайдквестов. В целом как-то meh

  • Семён

    Да уж, СЖВ там до тошноты много.

  • Aleksey Dyukov

    Есть ли там раса THEY?

    https://crypticrock.com/wp-content/uploads/2014/12/they-slide.jpg

  • Xoxa

    Как данжен кравлер игру больше убивает отсутствие собственно данженов. Крохотные локации на один экран это даже не смешно.

  • Brax

    Забавно. Казалось бы межвидовые связи должны напрягать гораздо больше, но куда там…

  • Santjago

    Какие «межвидовые связи», прости господи? Это всё равно что Масс Эффект в них обвинять (имело бы смысл, если б завезли секс с кроганами).
    Все «виды» здесь антропоморфны и ведут себя как люди. Можно даже сказать, как люди в маскарадных костюмах.

  • zmiyko

    читаем длиннющие, скучные и малоинформативные полотнища описательных текстов

    Значит и эта часть мимо меня. Жаль. После Tyranny была надежда.

  • Brax

    Кем нужно быть, что бы хотеть сношать антропоморфного синего кошака?

    В Масс Эффекте за исключением азариек (которых, ИМХО, для этого и придумали) тоже смотрелось странно.

  • zmiyko

    >Кем нужно быть, что бы хотеть сношать антропоморфного синего кошака?
    Фурфагом.

  • Adahn

    То же было и в Тирании. Просто для тебя эти полотна почему то внезапно стали информативными, видимо.

  • Santjago

    Ща я тебе перечислю, чего там есть, ежели играть мужским персонажем.
    Из 4-х компаньонов, с которыми ты будешь бегать первые десяток-другой часов, трое — мужики (один из которых мохнатый карлик). Единственная девушка теоретически романсабельна, но на этом этапе ведёт себя как целомудренное бревно. Зато мохнатый карлик грязно намекает на свои наклонности почти сходу. Ещё один компаньон тоже довольно быстро выводится на романтический вариант диалога. И последний, четвёртый, для отношений недоступен вне зависимости от пола.

    Дальше, 5-й встреченный компаньон (нарциссического вида мужик) начинает к тебе клеиться с первого диалога. Я в буквальном смысле — с первого диалога, будучи ещё даже не в команде. И лишь потом ты подбираешь ещё двух дам, одна из которых тоже романсабельна, но в целом такое же целомудренное бревно, как и первая.
    Но это ладно, куда смешнее разнообразие досуга в тавернах. В первых трёх посещённых это были (суммируя): старуха, мужик, БДСМщица, опять мужик, и мадемуазель, которая радует эстетов чтением стихов (как я понял, вместо оказания привычных услуг). Плюс пара встреченных за это время в побочках персонажей мужского пола, которые тоже упоминают о своих пристрастиях в диалогах.
    Чот как-то перебор.

  • Santjago

    Я по этому кошаку прошёлся в соседнем комментарии, есличо. И если бы это была кошка, ситуация напрягала бы куда меньше.

  • Santjago

    В первой части было скучно. Здесь воспринимается куда лучше — то ли перевод качественнее, то ли графомании меньше.

  • Brax

    Да всё гораздо проще, игра вообще на пол не смотрит.
    В случае Серафена и Майи это понятно — они оба упоминали, что на флоте — дело обычное. Такеху знает толк в извращениях. А вот Аллот и Зоти выглядят странно.

    Но по крайней мере, тут нельзя начать роман случайно как в Драгон Ейдже 2.

  • Brax

    То есть, тебя больше напрягло, что Серафен — мужик, а не здоровенный кошак?

  • Vollmond

    На самом деле тут этого значительно меньше.

  • mamkino_gore

    Они там имели смысл. Вообще все в Тирании имело смысл: с кем деремся, почему, о чем говорим и т.д.

  • Adahn

    Надеюсь Обсидиан еще что-нибудь кроме сраного фентези выкатит. Повсюду этот жанр для аутистов. Играть не во что.

  • Adahn

    Найдутся те, для кого и в ПоЕ все имело смысл. Они здесь обязательно отпишутся.

  • Santjago

    Конечно. Я же говорю — этот вид ничуть не менее антропоморфен, чем азари или кварианцы. Серафена рисовали в первую очередь как мужика, а у же во вторую — как кошака.

  • Santjago

    Может не смотрит, а может следствие какого-то бага — потому что я встречал в диалогах обращения к ГГ-мужику в женском роде.
    Начать роман случайно нельзя, это безусловно плюс, но меня напрягает, что нетрадиционность упоминается и даже подчёркивается в диалогах без моего на то позволения. В отличие от традиционности.

  • Aleksey Dyukov

    Тю, всего-то опциональные однополые романы. То, кто там клеится, а кто нет, это всё-таки уже в плоскости отдельных персонажей, а не политики создателей. (Политику создателей в таком подходе тоже можно усмотреть при желании, но нужно спасибо сказать, что всё это опциональное. Ещё.)

    Специально проверил на ютюбе — третьего пола всё-таки нет.

    PS: «Из 4-х компаньонов, с которыми ты будешь бегать первые десяток-другой часов, трое — мужики»

    Это вообще для меня не проблема, всегда в партийных играх стараюсь собрать боевую партию только из мужчин. А пороманситься и в лагере можно.

  • Brax

    Нетрадиционность относительно чего? там другой мир и другая культура. Да собсно и на Земле однополые отношения во многих культурах были нормой.

  • Brax

    Это абсолютно отвратительно, в отличии от азари или кварианцев, которые выглядят почти как люди. Ладно, о вкусах не спорят.

  • Santjago

    Хотя знаешь, ты прав. Я сейчас повспоминал женские портреты орланов из игры — и они тоже отталкивающие.

  • Santjago

    Нет, это не в плоскости отдельных персонажей. В игре (первой её половине, до конца не прошёл пока ещё) нет ни основного, ни второстепенного персонажа, который бы подчёркивал традиционность своих взглядов. И полно персонажей, подчёркивающих нетрадиционность.
    Раздражает именно это.

  • Brax

    А как же Эдер? Он же сходу просит помочь найти свою пассию.

  • Santjago

    Ну вот не надо. У Азимова в «Сами Боги» другой мир и другая культура половых отношений (кстати рекомендую тем, кто не читал — шикарная книжка). А тут вполне земная обыденность, иначе игроку было бы непривычно.
    Повторюсь, проблема не в однополости как таковой (и не в других девиациях, которые в игре присутствуют). Проблема в контрасте — об одном кричим, о другом молчим.

  • Santjago

    А ты хорошо помнишь, как он это делает )?
    Акцент на эмоции, а не на сексуальность. В отличие от.

  • Brax

    Не, слушай, но как то демонстрировать гетеросексуальность же не имеет смысла. Это опция по умолчанию.

  • Konstantin Kim

    Пока не играл, но респект за обзор и оценку: кажется, весь игрожур — что русскоязычный, что зарубежный — искал в игре то, чего никто не обещал и то, в чем и нет нужды, и в итоге ставил скучно-сдержанные баллы. Всего-навсего нужно ценить то, что имеем: здоровую партийную структуру, ярких персонажей, полноценные вариативные и хорошо написанные диалоги, позволяющие раскрыть индивидуальность, вместо поганого «колеса», а не рассчитывать на «новые геймдизайнерские идеи» во времена, когда старыми и наиглавнейшими все пользоваться разучились. Игра как представитель своего поджанра, может, и не идеал идеалов, но и в таком виде она и укор остальным РПГ, и, так сказать, резервуар для сохранения истинных ценностей до лучших времен, когда они снова будут востребованы.

  • Konstantin Kim

    Сюжет в PoE без пяти минут гениальный. Главный поворот (который я, к слову, просёк при первом же диалоге с Таосом) — о том, что никаких богов нет, а те, кто себя за них выдает, лишь могущественные искусственные интеллекты, созданные древними в отчаянии от столкновения с сугубо материалистичным устройством мира — стряхивает все эти нюансы с доски и ловко возвращает игрока в нашу реальность: его герой тем самым оказывается брошенным в постмодернистский мир распавшихся истин; люди вокруг него, вольные выбирать, какому божеству (или идеологии) поклоняться, пока еще в модерне; ну а Таос, пытавшийся отдать всю власть богине начальства и иерархий — свирепая архаика. Кто как, а я такое люблю.

  • Эм.
    А каким образом искусственные интеллекты умудряются являться в видениях и управлять животными и погодой (концовки с предательствами)?
    Там весь вопрос в том, какая, блин, разница, были ли выдуманы боги или нет, если они все равно властны над судьбами и стихиями. Еретичке в конце боги вообще прямо говорят — признаешь нас, получишь перерождение, нет — будешь болтаться призраком в чистилище.

  • Brax

    Истину глаголишь. Не смотря на все недостатки — я в ПоЕ2 залип на неделю. Может там не всё идеально, но круиз на Дредфаер принёс мне массу удовольствия. Как ни будь надо повторить.

  • Brax

    С помощью хитрых механизмов видимо. В обоих частях таким образом вызывали ураганы. Там даже переселение душ обеспечивалось специальным устройством. А Годлайки, на самом деле, не что иное, как бэкапы, в которые бог может вселится в случае угрозы.

  • Aleksey Dyukov

    «нет ни основного, ни второстепенного персонажа, который бы подчёркивал традиционность своих взглядов. И полно персонажей, подчёркивающих нетрадиционность.»

    Хорошо сделали, всё как в жизни.

    http://d279m997dpfwgl.cloudfront.net/wp/2017/06/pride.jpg

  • Brax

    Брось. Даже на Земле это без пяти минут норма.

  • Аумауа женщины на портретах тоже не красавицы, напоминают опухших бомжей с царапинами.

  • Brax

    Обсидиан один раз попытались, но эпически зафейлились.

  • Эта часть лучше первой и где-то на уровне Тирании, только с упором на побочки, т.к. основной сюжет здесь для галочки. Впрочем, и первая часть не блистала главным сюжетом, т.к. обсидианы традиционно надорвались с идеями активных сверхсущностей, т.к. они в принципе плохо живут в художественных произведениях. Боевка же заметно похорошела. При настройки скриптов так вообще очень бодренько играется, и не так надоедает как в первой части, но тут и динамика повествование/сражение получше. Более лаконичная подача диалогов, нет такой откровенной бредятины и нытья как у Скорбящей Матери в первой части. По-сравнению с Тиранией игра, конечно, более длинная.

  • Тот случай, когда согласен с автором рецензии на rp.

    От нестандартной идеи с выстраиванием нашего «психологического профиля» по ответам в беседах разработчики отказались; хотите проходить «чеки» – совершенствуйте приглянувшееся умение.

    Не понятно, о чем тут речь. Ведь накапливаемые очки характера здесь остались, т.е., если в диалогах часто шутить, то значение характеристики «шутник» будет увеличиваться, и дальше будут проходить реакции на это, как и в первой части. Если речь про опросник в начале генерации персонажа, то, да, такого нет, но и в первой части такого не было, а было такое, в TToN-е.

    В этой игре Обсидианы по сравнению с первой просто расширили социальную ролевую часть добавив еще отдельно прокачиваемую разговорную подсистему: блеф, религия, дипломатия, знание улиц, метафзика, история, устрашение и т.д. В целом получилась более сложная и вариативная социалка.

  • Konstantin Kim

    Тогда уж как минимум с ницшеанства начиная, а не с каких-то вторичных «японцев». Важнее то, что «ненастоящие боги» в модерне (когда все воспринимается всерьез, и альтернативой строгим богам выступают не менее строгие идеологемы) и в постмодерне (когда боги — лишь аллегория, и сюжет повествует об утрате всех и всяческих ориентиров) совершенно разные темы. И в фэнтезийном контексте, когда вся история про теологическую муть, в которой божественные персонажи всего лишь разыгрывают конфликты и интриги смертных, вдруг в финале оборачивается историей совсем про другое, это выглядит и необычно, и сильно. Ну, не менее сильно, чем другой гениальный и недооцененный финал — третьего МассЭффекта, когда открылось, что вся эта стандартная космоопера с клишированными инопланетянами и ужасными врагами всего сущего на самом-то деле лишь оборачивает собой прогноз более реального будущего: никаких межзвездных путешествий, слияние человека и машины, конец истории.

  • Brax

    А вот в Масс Эффекте сюжет действительно аллогичен и запорот.

  • Brax

    * Не понятно, о чем тут речь. Ведь накапливаемые очки характера здесь остались, т.е., если в диалогах часто шутить, то значение характеристики «шутник» будет увеличиваться, и дальше будут проходить реакции на это, как и в первой части. *
    Но это нельзя использовать в диалогах. Просто реакция персонажей на твои слова иногда меняется.

  • Shmortex

    Я этот случай и имел ввиду. После этого они испугались и больше таких РПГ мы не увидели.
    Всем подавай фентези.

  • zmiyko

    Они стали более информативными, чем в PoE. Я увидел положительную тенденцию, что вселило в меня надежду на заметные улучшения в PoE 2. Видимо зря.

  • Тут вообще-то адский сарказм был.
    Я только наемников не расшифровал, речь про джагу, что ли?

  • А если механизмы имеют силу, настолько близкую к божественной, и при этом обладают разумом, то почему они не могут называть себя богами?
    В игре вообще не раскрыто противопоставление богов ложных и богов истинных.
    Кстати, как в идею ИИ вписывается то, что Эотас вселился в смертного? Ведь даже боги подтвердили, что он после этого финта исчез. Наномашины, сын?
    Слишком перекрученный мир взяли обсидианы, лучше бы сделали типовое фентези.

  • Ну нифига себе.
    Впервые в играх ввели какое-то понятие реакции мира на отыгрыш — и тут же в ужасе от этого отказались.

  • Brax

    Не впервые. Такое было и работало в АоД.

  • zorg

    Жаль, что мне не понравился в ПоЕ ни лор, ни сюжет обеих игр, представленная эпоха, исследование скучного мира, который почти исследован и равномерно заселен всеми расами (Почему, кстати, акцент только у вайлианцев?). сам этот мир прост и понятен, а культура отдельных государств имеет прообразы из нашего мира слишком явные. Где дикие земли и секретные загадочные тайны?
    Жаль,что не понравились персонажи — почти на всех плевать (редкие НПЦ получились очень хорошо, на некоторых — не плевать). да и диалоги не зашли к сожалению, особенно с надоедливыми «богами».

    При всем этом, считаю вторую ПоЕ достойной игрой. М.б. даже заслуживает оценки и повыше. Жаль, что мне скучно в нее играть.

  • zorg

    «Это всё равно что Масс Эффект в них обвинять»
    не помню, где было хуже, чем в МЕ

  • Bardcat

    «Разбивать бивуак» — все-таки «бивак». Бивуак — это местный волшебный ветер.

  • Snor

    И так, и сяк правильно. А ветер – биавук.

  • mamkino_gore

    «Ну, не менее сильно, чем другой гениальный и недооцененный финал — третьего МассЭффекта»
    https://uploads.disquscdn.com/images/c6dac53a6417150f6a51d6ac511afa649464f79c8ea0df3b6cc1022e94caf8ab.jpg

  • Damnash

    Так же как и судари выше не соглашусь, может вы там подобное и нашли в сюжете МЕ 3, но на самом деле это просто не смогли в сюжет.

  • Chazm

    Дюрэнса куда дели?!
    ;____;

  • Shmortex

    Типа того, но джага — такое себе РПГ, конечно ))

  • Damnash

    Был бы Номад у игры было бы 95%.

  • Damnash

    5 лет же по хронологии прошло, сдох вестимо.

  • Damnash

    Я думаю не они испгуались, а издательства с ужасом от них разбежались когда они предлагали реализовать подобное еще раз. А на Кикстартере собирать, на подобную игру, ну такое….

  • Brax

    *А если механизмы имеют силу, настолько близкую к божественной, и при
    этом обладают разумом, то почему они не могут называть себя богами?*
    Они и называют. Но их поведение довольно жёстко ограниченно, о чём они сами признавались. рабы своей программы.

    *В игре вообще не раскрыто противопоставление богов ложных и богов истинных.*
    Нет там никаких истинных богов. Все что есть — работа энгвианцев.

    *Кстати, как в идею ИИ вписывается то, что Эотас вселился в смертного?
    Ведь даже боги подтвердили, что он после этого финта исчез. Наномашины,
    сын?*
    Они могу вселятся в своих годлайков. А как именно — ну видимо тоже какая то машина есть.

    *Слишком перекрученный мир взяли обсидианы, лучше бы сделали типовое фентези и игрались там, нвн2 же норм вышел.*
    Зачем? Этого добра и так полно.

  • Holy Devil

    >Слишком перекрученный мир взяли обсидианы, лучше бы сделали типовое фентези и игрались там, нвн2 же норм вышел.

    Дак в том то и проблема, что при всей творческой свободе что была, они родили самое что ни на есть типовое фентези.
    На ранней стадии разработки сеттина что-то там интересное брезжило, с этим вот укреплениемрассыпанием душ. Или более приземленно — колонизация и фронтир.
    А в итоге все тоже квазиевропейское квазисредневековье. Колонизация и фронтир немного проскакивают среди графоманской экспозиции бесконечно-простынных диалогов, где игроку рассказываюь а не показывают. В итоге — стандартные локации, стандартные конфликты, стандартные квесты.
    А начинается игра вообще с деревни страдающей от зловещего мора, и замака злого барона. Буквально.

    Замок.
    Злого.
    Барона.

    На серьезных щщах.
    Может ли быть в крпг что-то более типовое?

  • ennead

    Я еще в DA2 это помню

  • inFamous

    «и в итоге ставил скучно-сдержанные баллы.»
    89 на мете это скучно-сдержанные баллы? Это вообще то предтоп по сути.

  • Anonymous Incognito

    Григорович придет — порядок наведет!

  • Stella_Astrum

    Всё на … в самом деле — романсы (зачем вообще их было делать, если делать вот так?), сражения морские, мир-лор (в первой части хоть что-т пытались сотворить в этом плане относительно целостное)… Импoтенция это всё — в тирании встал ещё вяленько и упал на полдороги, а тут и не начиналось ничего.
    Игра-т не то чтобы плохая, репеге, выборы, диалоги эти нудноватые, квестики, всё как раньше, но в целом meh — и как это играется, и как это всё делалось, видимож.

  • Maxim Max

    Если брать соратников, то во второй части нет ярких персонажей совсем. Даже те, что были неплохи в первой и перешли во вторую проигрывают по интересности себе же. Во многом тут виноваты квесты напарников.

  • Maxim Max

    Я вот тоже от много плевался, но в итоге 60-70 часов наиграл до финала. И поставил 80. Но всё ж игра сильно проигрывает в атмосфере и сеттинге первой части. Имхо.

  • Adahn

    Джага, Деус, Альфа Протокол. Правильно расшифровал?

  • Qoyote

    Достаточно было хотя бы космооперы, даже в этом популярном, если не сказать избитом, сеттинге RPG на порядки меньше, чем фэнтезийных.

  • LiaStaDeMOLOH

    Мерси за рецензию. Первая часть быстро наскучила. Надеюсь тут за эти 70 часов будет кусок сюжета. Коменты божественны. Обсуждения межвидовых сношений однополого секса и проч. Видимо обсидиан как сюжет всё.

  • Всё существа — рабы своих программ.
    Вон Зевс своим божественным лебедем полГреции отымел — и ничего, вполне бог.

    >Нет там никаких истинных богов
    Если нет истинных богов, то непонятно, чем жителей не устраивают эти.
    На самом деле можно же было даже взять пример из истории, когда сила церкви строилась вокруг слова Христа и отрицание его божественности копало под авторитет папы. Или как в Египте где точно так же весь культ власти был выстроен на божественности фараона. Но в этом мире нет мощной церкви-государства, если бы Таос был главой церкви, которая имитирует божественные вмешательства для поддержания своего авторитета — смысла было бы в тысячу раз больше (но было бы банально и предсказуемо). Аргумент Таоса о том, что без веры в богов люди начнут убивать друг друга — епрст, чувак, пока что убиваешь тут только ты, причем вполне массово, что, кстати, абсолютно херит этого персонажа с таким огромным слепым пятном в логике. А до этого во вселенной была религиозная война, в которой буквально брат шел на брата.
    Плюс есть пример реального мира и множества атеистичных государств, которые прекрасно существуют за счет закона и моральных норм.
    Господи, чем больше я об этой игре думаю, чем больше она мне не нравится. Вроде со времен первого биошока зарекся использовать мозг в играх, а все равно проскакивает.

    >Зачем?
    А чтоб не пыжится и не рожать интригу на ровном месте, которую даже сформулировать толком нельзя. Вокруг этого абсолютно непроработанного вопроса «ваши боги не боги» выстроен сюжет всей первой части. Такое ощущение, что у Соера была верующая мамка и стремление доказать небожественной сущности бога у него навязчивая идея с детства.

  • Ну да, мир скучный, потому что все усилия сценаристов брошены на проработку нетиповой, но абсолютно неинтересной идеи. Взяли бы типовое фентези — написали бы нормальную мотивацию барону, вместо того чтобы совать ему полого ребенка.
    Вот в сиквеле, я смотрю по отзыву, переключились на разборки вождей племен и всем стало только лучше.

  • В ДА2 реакция мира на слова игрока вообще отсутствует, если отношения с сопартийцами не считать (которое через убогий счетчик). То, что герой выдаст чуть более петросянистую фразу — ничего не изменит.

  • А, ну ок, я имел в виду что-то менее низкобюджетное.
    Но в АоД кроме текстов особо и нету нечего, можно также и игры от game of choice назвать.

  • zmiyko

    >Но по крайней мере, тут нельзя начать роман случайно как в Драгон Ейдже 2.
    Извиняюсь, что влажу, но действительно случайный роман — это в Dragon’s Dogma. Dragon Age курит в сторонке)

  • Forgotten Silver

    «Такое ощущение, что у Соера была верующая мамка и стремление доказать
    небожественной сущности бога у него навязчивая идея с детства.»
    Вряд ли с детства — это тенденции последних лет. Obsidian пытаются быть в тренде, за что им стыд и позор.

  • ennead

    Мне казалось, что сопартийцы реагировали на характер, а характер там был в зависимости от наиболее часто выбираемого типа фраз

    Такое тоже есть в ME Andromeda, кстати, только чуть более наворочено

  • Bersercker

    Его писал Крис Авелон, которого «ушли» из обсиданов.

  • Shmortex

    Мне кажется авторы предпочитают работать с фентези, потому что это проще. Там уже есть шаблоны типа воин, маг и вор, есть пул классических заклинаний (ну в какой фентези-игре нет файербола?), есть готовый бестиарий существ типа драконов, орков, скелетов и проч, и можно использовать обширный набор декораций вроде склепов, пещер ледяного дракона, замка вампиров и так далее.
    В общем, это такой конструктор из которого можно, не сильно напрягаясь, лепить любые истории.

    Если мы берем космос или, не дай бог, современность, то сразу сталкиваемся с кучей проблем. В мире огнестрельного оружия, класс рукопашника начинает выглядеть глупо и приходится извращаться, придумывая дебильные световые мечи, силовые кулаки и прочую туфту. Декорации превращаются в калейдоскоп однообразных офисов, складов, военных баз или космических кораблей. Плюс, надо выдумывать своих пришельцев, надо как-то продумывать систему космических путешествий — короче, надо много думать.

    Причем все равно космооперу проще собрать, так как это по сути фентези в космосе. В конце концов, есть же классические сюжеты про попаданца на другую планету и прочее прогрессорство. А вот работать с современным материалом осмеливаются только отдельные рисковые ребята навроде тех, что создали Deus Ex. И очень жаль.

  • Першиков Александр

    «Ушли» по-плохому, что не одобряю, но с точки зрения игрока — и слава богу. Его Стоик и Скорбящая Мать были самыми раздражающими персонажами для меня — километры графоманских диалогов с редкими вкраплениями по-настоящему интересных сведений.

  • Shmortex

    Простите, но у меня на 2021 год другие планы.
    Должен прийти сантехник.
    https://youtu.be/Sz2dYdvwlXE?t=17

  • DJ

    >>Всё так же хрен поймешь кто где и на кого
    Именно в этом плане всё изменилось к лучшему. Земля и небо, если сравнивать с первой частью.
    >> Время между атаками
    Не в последнюю очередь благодаря и этому.

  • Таки в DA2 она есть, сетчик срабатывает при переходе в следующий акт. Если ты в прологе выбирал агрессивные реплики, то, во-первых, во втором акте случайные фразы ГГ в городе будут соответствовать твоему накопленному выбору в прологе, ну и т.д. Также есть проверки на это в квестах, например, у «агрессивного» Хоука будет дополнительная фраза и иной вариант завершения квеста про маньяка, и даже должна быть дополнительная плюшка в виде кольца, которое придет с письмом, но письмо не приходит из-за бага.

  • Более того, если на фентезятину можно перенести тропы и бытовую логику какого-нибудь условного средневековья или средневековой мифологии, так чтобы нарратив был логичен и проверяем, то с футуризмом и космосом сразу куча проблем, т.к. реального социального опыта нет. Больше будет похоже на сатиру или пародию как в Футураме. На этом фоне рукопашники просто мелкая проблема. Легкая для реализации идея — это типа корабля поколений как в новом творении железной башни, где по сути современность/архаика на фоне космоса. Или как в эпохе декаданса/последнем торменте. Но даже в AoD-е Винс сумел зафейлить одну из концовок, которая напрочь рушит логику основного повествования.

  • Haksaw

    >Даже на Земле это без пяти минут норма.
    Как хорошо, что я живу на другой Земле =)

  • ennead

    Ну просто «впервые в играх» как-то слишком громкая фраза, учитывая количество уже вышедших игр на всех существовавших платформах, и разнообразие оных

  • ennead

    Случайно начать роман в ДА2 — это как? Там же везде была картинка с сердечком для реплик, которые инициируют роман, и эти реплики были в специально отведённом месте на диалоговом колесе

  • ennead

    там если шеп стал оверлордом жнецов, то в принципе у разумных рас вполне себе счастливая концовка. А тему темной материи и влияния её на звезды они как-то не особо раскрыли

  • Brax

    *Всё существа — рабы своих программ.*
    Отож. По факту местные боги — ничем не лучше людей. В одном из диалогов с ними можно сделать на это упор, ИЧСХ, они согласятся.

    *Если нет истинных богов, то непонятно, чем жителей не устраивают эти.*

    Жителей в целом устраивают. Местных жителей и рабство большей частью устраивает.

    *А чтоб не пыжится и не рожать интригу на ровном месте, которую даже сформулировать толком нельзя. Вокруг этого абсолютно непроработанного вопроса «ваши боги не боги» выстроен сюжет всей первой части.*
    А второй части выстроен на тезисе — нужны ли они такие вообще.А уж как ты на это ответишь — дело твоё.

  • Brax

    На разборки 4 государств, если точнее. Племена то там между собой не сорятся. И даже не непосредственно государств, а их агентов влияния, представителей. Политика там замороченная.

  • Brax

    А ведь это и должно было стать сутью всей серии.

  • Brax

    В России, что ли?

  • Brax

    Я уже не помню. Может с геройской репликой перепутал. К счастью сейв был.

  • Brax

    Сюжет (не считая основного квеста) нормальный. Но возможность крутить однополые романы местных интересует явно больше.

  • LiaStaDeMOLOH

    Что значит кроме основного квеста?) Побочки хорошие?)

  • Brax

    Ага. Разгребать конфликты 4 групирвок в состоянии холодной войны — интересно. Рыскать по затерянным храмам тоже. Гонятся за Эотасом — не особо.

    Как только пошлют на Зубы Магран — на основной сюжет следует положить болт и вспомнить о нём только когда побочки закончатся.

  • Lamento

    C ходом рассуждения согласен, но с божественностью о которой слышно направо, налево едва ли не в каждом втором диалоге, случается конфуз. Доходит до того что беседа с представителем сущности либо самой божественной сущностью мира не удивляет, не выделяется на фоне общих разговоров с нейтральными персонажами которые рассуждают о природе богов исключительно из опыта своих ощущений.

  • DJ

    >>Но это нельзя использовать в диалогах. Просто реакция >>персонажей на твои слова иногда меняется.

    Можно.
    Включи Show Unqualified Interactions и увидишь. В PoE2 достаточно и
    реплик, которые протагонист может именно произнести при соответствующих значениях диспозишенов:

    https://uploads.disquscdn.com/images/1d645cb003e558bc2d727f21b9ef4e374c954001e7536471d5220c9d88dbb5da.png

    К слову, только начал читать рецензию и сразу споткнулся о:
    «Берас, многоликое божество смерти»

    И в первой и во второй части не раз подчёркивается именно его дуализм. Двуликое, скорее.

    Дочитал до:
    «От нестандартной идеи с выстраиванием нашего «психологического профиля» по ответам в беседах разработчики отказались; хотите проходить «чеки» – совершенствуйте приглянувшееся умение.»

    Это, конечно, полная ерунда. 🙂 Не отказались, в игре 359 проверок «психологического профиля».

    В остальном косяков не вижу. Спасибо, Snor.

    ЗЫ Дубль, так как изначальный коммент пометили как спам и никак не реагируют. 🙁

  • Qoyote

    >Если мы берем космос или, не дай бог, современность, то сразу сталкиваемся с кучей проблем. В мире огнестрельного оружия, класс рукопашника начинает выглядеть глупо и приходится извращаться, придумывая дебильные световые мечи, силовые кулаки и прочую туфту. Декорации превращаются в калейдоскоп однообразных офисов, складов, военных баз или космических кораблей. Плюс, надо выдумывать своих пришельцев, надо как-то продумывать систему космических путешествий — короче, надо много думать.

    Думаю, серьёзность этих проблем преувеличена, если только мы говорим о космоопере, а не реалистичной космофантастике. Тем более что игр в сеттинге хоть и немного, но они есть, и в них есть и рукопашники с каким-то обоснованием (ну либо их нет, и игра несильно от этого страдает), и красивые пейзажи (с ними я вообще не вижу проблем, если действие происходит на планете), а космические путешествия принципиально не отличаются от наземных.

    >А вот работать с современным материалом осмеливаются только отдельные рисковые ребята навроде тех, что создали Deus Ex.

    Им всё же проще было, во-первых, это не классическая изометрическая RPG, а экшн-RPG (а экшнов в современном и футуристическом антураже полно), во-вторых, это не современность, а киберпанк. В чистом виде про современность (не до конца уверен, т. к. не играл) только Alpha Protocol, и это тоже экшн-RPG (принадлежность Jagged Alliance к жанру ещё менее очевидна).

  • Damnash

    Вот так:
    https://www.playground.ru/blogs/dragon_age_2/kak_bioware_k_igrokam_s_chernogo_vhoda_zahodili-293073/

    Если лень читать все, вот суть:

    «Весь сыр-бор начался из-за, полагаю, многим известного момента (далее буду называть его момент «X») в диалоге Хоука мужчины с Андерсом, после выполнения квеста на его вступления в партию ГГ. Негодование игроков заключалось в дилемме, перед которой их поставили разработчики из Эдмонтона. А заключалась она в выборе из трех реплик ответа: две из которых приводили к началу романтических отношений, а третья — к отказу, который Андерс воспринимает довольно жестко. И тут я хочу вернуться к спору с некоторыми товарищами, а точней к их заявлениям, о том, что этому самому моменту предшествовал выбор реплик «с сердечком», которые несут в себе флирт. И тут я готов возразить! Я представляю доказательства в виде видеоматериала, по просьбам аудитории.»

    «В этих двух роликах присутствуют все диалоги с Андерсом, с самой первой встречи и до того самого момента «X». Ничего не пропущено, в этом вы можете убедиться сами, запустив игру и пройдя этот, довольно короткий сюжетный отрезок. Прошу обратить внимание на выбор реплик в диалогах! Как вы можете убедиться, никаких выборов вариантов ответов «с сердечком» моменту «X» не предшествует, к этому приводит выбор реплик протагониста, которые, по идее, не должны нести в себе никакого романтического подтекста, собственно, на что намекают сами иконки реплик.»

    «Перейду к сути, в чем заключается лично мое, и многих других игроков, негодование. А заключается оно, не в самом присутствии представителей меньшинств, а в том, как этих представителей представляют (прошу прошение за тавтологию) сами Bioware. То есть, по видению канадских разработчиков, нормальных, дружеских отношений между представителями меньшинств и представителей традиционной сексуальной ориентации, в случае симпатии первых ко вторым, и получении ими отказа, быть не может. Абсурд!»

  • Это и правда трагедия века в игре, если Андерс заминусит нашего протогониста. Метагеймеры реподрочеры в трауре. Оказалось, что этим реподрочерам нужна дружба с геем, и больше случая задружиться им не предоставили. Бедняжки..

  • ennead

    ха, действительно) Что самое забавное, люди иногда действительно так себя ведут и чувствуют, как Андерс в этой ситуации, когда ты их отшиваешь — именно поэтому игры в определенной степени не должны быть реалистичными

    а вывод в статье упоротый, конечно 😀
    «Андерс как олицетворение образа мышления и поведения всего населения планеты Земля нетрадиционной сексуальной ориентации confirmed by Bioware»

  • Damnash

    Так там смысл не в этом, а в том что если ты сразу не отреагировал на него негативно игра считает, а ну ок ты не против гей романа, вот он начался!

  • Не надо так мелко юлить, не позорься. У тебя в том диалоге ровно три ответа, один из которых, очевидный, на отшив всяких романтических поползновений. По индикации ответов все понятно — два романтика, один отшив. Выбор против романтики у ГГ есть. Точка. А если ты не отреагировал отшивом, значит ты реально не против гей романа(либо обычного, если ГГ — женщина), либо тупой кармодрочер метагеймер, побоявшийся отшить и получить жирнющий минус в репу. Я всегда беру Андерса в партию во время игры, и мне не мешает минус на отшиве, как стать другом с ним, так и соперником. Проблема высосана кармодрочерами и гомофобами из одного известного места.

  • ilw

    Офигеть . Очень хочется узнать, где не примитивная боевка.

  • Avestus

    Шо-шо? Причём тут СЖВ-то, ё-моё. ну есть там нетрадиционные опции, ну и пусть будут. Если что, там у Эдера отдельно прописано несколько диалогов (когда ггшник пытается к нему подкатить) , он в любом случае посылает, но мужика — прямым текстом из-за ориентации, а орлана — прямым текстом из-за расы. Вывод из этого один — персонажи как персонажи, сжв ни при чём. Если есть логичный посыл их делать би- , их такими делают, нет посыла — не делают. Ну и в остальном СЖВ не заметил. Если речь про угнетаемую «местную культуру», то она тоже показана в нелицеприятном цвете. Так что опять-таки, все темы вытекают из сеттинга. Другое дело, что эти темы порой очень топорно обыграны, но это уже к СЖВ не имеет отношения.

  • Damnash

    Ох, а может ты с начал перечитаешь как все было? Человек написал мол случайно роман нельзя начать, на что я ему скинул блог о том что можно, ты до меня (хотя я не автор этого блога) до&%@!ся, иди напиши в личку автора если тебе что то не нравится.

  • Damnash

    >и показали почему именно случайно роман начать нельзя на примере той простыни

    Ты прикидываешься или как? Именно что роман начинается случайно, просто тебя об это не ставят в известность пока не пора в койку.

  • Еще раз для тех, кто в танке — роман без выбора романтических реплик никак не начнется. Романтические реплики явно обозначены сердечками. По буквам, для старта романа выбор флиртующих реплик является необходимым условием. Случайно их нажать может только полный кретин, как автор того обзора, который ты привел. Никто гг в койку не затащит, если ГГ не выбирал флиртующие реплики. Если этот идиот так и не понял ничего, то в том диалоге с тремя сердцами именно и закладывается начало романа (но не гарантированно), если не выбрать отшив. И, кстати, это гораздо лучше реализовано чем в POE 2, в котором такие фразы не имеют явного символьного обозначения. И вот, случайная не предвещающая ничего подобного фраза, обращенная к Текеху, может вызвать у последнего неконтролируемый приступ гомоэротизма. Даже Эдер иной раз себя ведет в диалогах как гей, когда, казалось бы, ничего не предвещает. И это не говоря о том, что сами романы в PoE2 таковы, что лучше бы их не было. На фоне DA2 так вообще днище..

  • Snor

    В ЛА2Классик, вестимо 🙂

  • Кадров Никита

    > По сравнению с Tyranny и Tides of Numenera в этом плане PoE вообще как книга для детей.

    Первая или вторая PoE? Просто первая мне не зашла именно качеством сюжета. В этом плане та же Tyranny очень даже зашла. Сейчас думаю стоит ли PoE 2 того что бы попробовать…

  • Brax

    Тут я порядка ради хочу отметить, что далеко не все персонажи производят впечатление би.

    Серафен — бывший раб и юнга на пиратском судне, вполне мог спетушиться. Майа — с раутайского флота, где такое — норма (сама признавалась). Тахеку просто сибаритствующий извращенец. А вот какие оправдания есть у Аллота, например? Затюканный отцом мальчик строгих правил из элитного ВУЗа. Как то не вяжется. А Зоти то каким боком?

  • Avestus

    Зоти же и правда «пылкая», она вся на эмоциях, открыта всему миру. Да, у неё есть религиозный заскок, но в целом это человек, впитывающий буквально всё вокруг себя, так что в её случае всё абсолютно логично.
    А Алотом: ну я нагуглил один диалог с попыткой к нему подкатить и он реагирует весьма сдержанно, именно что как «затюканный отцом мальчик из элитного ВУЗа». Как там было с ним в первой части, уже не помню, если честно, но мы сейчас о второй и там именно romance я не увидел. Скорее он осторожно берёт паузу, потому что watcher как-никак один из самых близких (если не самый) для него людей, и эта уникальность не даёт ему, например, сразу пойти на прямой отказ. В общем, out of character я в диалоге не увидел.
    У Серафена же целая ветка есть, где втч возникает его «увлечение» женского пола. А Майа — ну да, но это же не значит, что она должна быть исключительно в эту стезю (что и отображено в игре)

  • Трам-пам-пам

    Да ты просто поехавший.

  • Denis Kublitsky

    Я про первую писал. Но во второй та же фигня с богами, судя по рецензии.

    Torment — моя любимая ролевая игра (на ее основе есть отличная фанатская книга, кстати), но стены из букв в Tides of Numenera просто убили. И проблема не в том, что текста много, а в том, что он не цепляет. Читается как дешевый фанфик.

  • Brax

    Зоти очень стеснительная и любительницы сексуальных экспериментов не производит. А её прошлые отношения были гетеросексуальные.

    Аллот, как я говорил, — очень замкнутый, стеснительный и вряд ли способен перешагнуть через собственные барьеры. Логично выглядел бы роман исключительно с его второй личностью.

    А что до Серафена, Майи и Такеху — всё логично, да.

  • Brax

    Но в сюжет он бы хорошо вписался. У выжившего Дюренса были конкретные предъявы к Магран.

  • by3eJIok

    Звучит все так, будто вторая часть — игра мечты. Тут и свободный эксплоринг по архипелагу, и участие в диалоге всей партии (прям как в Storm of Zefir, который мне тоже по душе), и клубок квестов за разные стороны. Останавливает только божественная тематика, которая меня в первой части совсем не увлекла, по итогу оставив в недоумении — зачем, для чего и почему именно так было сделано в игре. Плюс еще немного утомило играть за избранного и всего из себя такого оригинала, решающего судьбу мира, за которым все бегают и в глаза заглядывают, желая услышать очередное откровение.

  • by3eJIok

    И снится нам не рокот космодрома
    Не эта ледяная синева
    А снится нам любовь, любовь элкора
    С азари — обменялись днк )

  • banner53

    привет, вонючка.

  • Трам-пам-пам

    Это твоя собственная вонь, дружок.