По вселенной Warhammer 40.000 вышло немало достойных компьютерных игр: проверенные временем пошаговые стратегии Final Liberation, Chaos Gate и Rites of War, Squad Command на PSP, Battlefleet Gothic: Armada, где игрок командовал флотилиями звездолётов.

Но успех этих проектов не идёт ни в какое сравнение с серией стратегий в реальном времени Dawn of War. Издательство Games Workshop оказало студии Relic Entertainment большую честь, разрешив создать свой собственный орден космодесантников, и те не подвели. Хорошая игра в популярном жанре стала проводником в мрачный мир будущего, где есть только война, для сотен тысяч людей (к 2013 году, когда Sega купила Relic, было продано более 7 миллионов игр серии).

Серия оказалась очень плодовитой: к первой части вышло три дополнения, ко второй — два. Пусть в масштабах вселенной Warhammer 40.000, по которой выпущены десятки книг, это лишь песчинка — но RTS с такой проработанной мифологией можно пересчитать по пальцам (StarCraft, Warcraft, Command & Conquer…) И перед выходом Dawn of War 3 будет не лишним вспомнить, кто такие Кровавые вороны, и как развивалась их история.

Отмечу, что эта статья не рассчитана на тех, кто вообще не знает, что такое Warhammer 40.000 (в противном случае каждый термин пришлось бы подробно объяснять и она стала бы ещё более громоздкой). Если вам интересна мрачная фантастика, где причудливо сплелись колдовство и высокие технологии, но вы почему-то вообще не знакомы с этой вселенной, начните со статьи в «Википедии», а потом можно последовать советам из этого блога.

Заставка первой части до сих пор остаётся одним из самых впечатляющих вступительных видео в компьютерных играх

Происхождение ордена Кровавых воронов неизвестно. Подробные хроники их подвигов охватывают лишь период с 37-го тысячелетия, хотя отдельные упоминания в исторических документах говорят о том, что орден сражался с врагами Императора и намного раньше. Кто и зачем так основательно подчистил архивы — великая тайна.

Сами Кровавые вороны не знают даже имени примарха, благодаря генетическому материалу которого они становятся космодесантниками. Самый известный персонаж их ранней истории — глава ордена Азария Видия. Этот пост он занял, проявив себя во время восстания прислужников Хаоса в Готическом секторе.

Действующая верхушка ордена попала в засаду и была убита, но Видия, который в тот момент был старшим библиарием, блестяще спланировал контратаку и разбил мятежников. Позднее выяснилось, что за восстанием стоял Альфа-легион, известный своей любовью к тайным операциям. Совет «секретных мастеров», неофициально руководивших орденом, оценил таланты Видии и назначил его магистром Кровавых воронов.

При этом он остался библиарием, и это стало традицией, которую не увидишь в других орденах — Кровавые вороны часто назначают псайкеров командирами отрядов. В ордене вообще гораздо больше бойцов с пси-способностями, чем обычно. Это делает Кровавых воронов очень боеспособными, особенно при борьбе с еретиками, но повышает риск того, что кто-то из космодесантников поддастся соблазнам Хаоса.

Библиарии ордена также известны своей тягой к сбору и изучению информации. Стараясь разгадать тайну своего происхождения, Кровавые вороны одержимы сбором древних артефактов. И боевой клич у ордена соответствующий: «Знание — сила! Охраняй его!».

«Люк, я твой примарх!»

Весьма популярна фанатская теория, что Кровавые вороны являются потомками легиона Тысячи сынов, перешедшего на сторону Хаоса ещё во времена Ереси Хоруса. До Ереси красный также был основным цветом экипировки этого легиона, а символом одного из пяти культов, на которые делились Тысяча сынов, был ворон. Как и Кровавые вороны, Тысяча сынов известны своими псайкерами. Схожи и их военные доктрины.

У одной из героинь романа «Тысяча сынов» случается видение о будущем легиона, и она произносит такие слова: «Вороны, я их тоже вижу. Потерянные сыновья и Вороны в крови. Они молятся о спасении и знаниях, но напрасно!». Кроме того, сержант Ревюэль Арвида из «вороньего» культа Тысячи сынов, который остался верен Императору во время Ереси Хоруса, пытался выяснить истинные причины падения родного легиона и использовал девиз «Знание — сила!».

 

Изначально штаб-квартира Кровавых воронов располагалась на процветающей планете Аврелия. Однако в конце 40-го тысячелетия её охватил варп-шторм, вызванный демоном Улькаиром в ходе противостояния с Кровавыми воронами. Космодесантникам удалось победить его и заточить в недрах планеты, но Аврелию почти на тысячу лет засосало в варп. Она вернулась лишь незадолго до начала первого дополнения к Dawn of War 2 и ужасно преобразилась: безжизненные руины былого величия были скованы льдом.

Кровавым воронам, лишившимся дома, пришлось переселиться на флот звездолётов. При этом они продолжили набирать бойцов с других планет субсектора Аврелия, которые можно было увидеть в Dawn of War 2: пустынного Калдериса, поросшего джунглями Тифона Примарис и индустриального Меридиана.

Рекрутов набирали и с планеты Кирена, однако незадолго до событий Dawn of War капитан Габриэль Ангелос прибыл туда и обнаружил, что местные жители поддались ереси. Скверна пустила корни так глубоко, что единственным способом предотвратить её дальнейшее распространение был экстерминатус — полное уничтожение всего населения с санкции Инквизиции. Рука Ангелоса не дрогнула даже несмотря на то, что Кирена была его родной планетой.

Dawn of War

Первая часть серии — типичная RTS, в которой игрок развивает базу, «покупает» войска и захватывает источники ресурсов, разбросанные по карте. Пехотинцы здесь действуют не поодиночке, а целыми отрядами из примерно десяти бойцов. Часто они сходятся врукопашную — и это сильно отличает Dawn of War от других игр жанра. Ближний бой очень хорошо анимирован и завершается добиваниями, которые выглядят эффектно даже спустя многие годы, когда графика шагнула далеко вперёд. Ещё одна важная особенность здешней игровой механики — учёт боевого духа и использование особого оружия, направленного на подавление противника (например, огнемётов).

 

Вскоре после уничтожения Кирены третью роту Кровавых воронов во главе с Габриэлем Ангелосом отправили на планету Тартарус, чтобы помочь Силам планетарной обороны защитить её от орков. Вскоре выяснилось, что вторжение зеленокожих было лишь отвлекающим приёмом, который позволил Альфа-легиону космодесантников Хаоса незаметно высадиться на планету.

События приняли ещё более крутой оборот, когда к космодесантникам присоединился инквизитор Мордекай Тот, который сообщил, что через три дня планету поглотит варп-шторм и все выжившие подданные Императора должны немедленно эвакуироваться.

Однако прежде чем покинуть Тартарус, Кровавые вороны столкнулись с ещё одной стороной конфликта — эльдарами. Когда космодесантники одержали победу, поверженная провидица эльдар открыла Ангелосу глаза на то, что инквизитор рассказал им не всю правду. Тот был вынужден объясниться: силы Хаоса прибыли на Кирену за артефактом под названием Маледиктум, внутри которого томился великий демон бога крови Кхорна, которого давным-давно заточили туда эльдары.

Поддавшись влиянию Маледиктума, старший библиарий Кровавых воронов украл его и передал чернокнижнику Альфа-легиона, который благодаря артефакту превратился в демон-принца. Впрочем, космодесантники одного за другим настигли и прикончили обоих (на заключительном этапе бороться с силами Хаоса им даже помогли эльдары).

Инквизитор выдал Ангелосу легендарный молот демонов «Божественный Расщепитель» и приказал уничтожить Маледиктум. Несмотря на предостережение провидицы эльдар, командир космодесантников разбил артефакт и тем самым освободил демона. Тот поблагодарил Ангелоса и рассказал, что бы Маледиктум был уничтожен раньше, он мог бы погибнуть. Однако косодесантники и остальные участники бойни на Тартарусе слишком увлеклись кровопролитием. Не зная, что вся планета является алтарём бога крови Кхорна, каждым убийством они приносили ему жертвы и делали демона всё сильнее. На прощание Ангелос и демон обменялись пафосными угрозами.

 

Winter Assault

Дополнение Winter Assault — единственная игра серии, где вообще нет Кровавых воронов. Основными защитниками человечества здесь выступают имперская гвардия, которая в оригинальной Dawn of War играла роль массовки в некоторых миссиях, а здесь стала полноценной фракцией.

В Winter Assault можно было управлять и другими армиями: в одной кампании временный союз заключили космодесантники Хаоса и орки, а в другой эльдары и имперцы (гвардейцев поддерживали космодесантники-ультрамарины). Правда, обе кампании были короткими — всего по пять миссий (в Dawn of War было одиннадцать). Зато перед развязкой игрок мог выбрать, какую из сторон он приведёт к победе: вчерашним соратникам это не сулило ничего хорошего, но вселенная Warhammer 40.000 вообще не место для прочных альянсов.

 

Общая канва была такой: 412-й полк кадианских ударных войск прибыл на обледенелую планету Лорн V, чтобы вернуть в строй подбитый титан класса «Император», шагающую боевую машину высотой несколько десятков метров. Сделать это мешали космодесантники Хаоса из легиона Пожирателей миров и местные орки, которых сплотил залётный вождь Горгутц.

Продвижению имперской гвардии помогали эльдары: поначалу они делали это тайно, но затем им пришлось раскрыть карты и объяснить, что они забыли на Лорне V. Более 60 миллионов лет назад древняя раса некронов оставила на этой планете захоронение, и вскоре они должны пробудиться и начать возрождение своей империи, уничтожая все «помехи». Как события развивались в финале кампании — не совсем ясно. Выбор стороны радикально менял концовку, а информация из более поздних игр мешала признать любой из вариантов исхода каноничным.

Точно можно сказать, что в междоусобице, вспыхнувшей между орками, которые хотели разломать титана, и Пожирателями миров, которые хотели забрать его себе, верх взяли орки. В дополнении Dark Crusade можно найти череп лидера космодесантников Хаоса. Кроме того, известно, что лидер орков Горгутц выжил — он вновь возглавляет орков в Dark Crusade.

Меньше всего противоречий в эльдарском варианте, где провидица добирается до титана вместе с уцелевшими гвардейцами, и использует орудия поверженной боевой машины, чтобы уничтожить пробудившихся некронов. После этого эльдары телепортируются прочь, а титан взрывается. В пользу этой версии говорит то, что та же провидица возглавляет эльдар в Dark Crusade, а в концовках за три другие фракции она погибает.

Однако в книге Dawn of War: Tempest Габриэль Ангелос прибывает на Лорн V и узнаёт, что гвардейцы победили всех своих противников, включая некронов, и организовали ремонт титана, а провидица была ранена и взята под стражу. При таком развитии событий она тоже может дожить до Dark Crusade, сбежав из плена.

 

Dark Crusade

Дополнение Dark Crusade добавило в игру ещё две фракции — некронов и тау. Но более существенным изменением стало то, что на смену линейным кампаниям пришёл стратегический режим, в котором можно было управлять любой из семи сторон.

Карта планеты Кронус была разбита на 25 регионов: игрок должен был выбрать, на какой из них нападёт в следующем ходу. Если это была ничем не примечательная область, завязывалось сражение по обычным мультиплеерным правилам. Битвы за основные базы вражеских фракций напоминали сюжетные миссии из предыдущих игр серии (в них были особые условия победы).

Расширяя свои владения, игрок получал элитные отряды, которыми можно было усилить свою армию, и ресурсы, необходимые для их найма. Эти средства также можно было потратить на размещение гарнизонов в провинциях, которым угрожают вражеские контратаки. Кстати, если сражение шло на карте, где вы уже воевали до этого, то все постройки сохранялись.

Кроме того, игроки могли улучшать снаряжение лидера своей армии, лично участвующего в боях. Для этого нужно было выполнять различные задания (всего их было десять): например, перебить в сумме 5000 врагов, отразить пять нападений на подконтрольные области или добиться соотношения убитых и потерянных юнитов 3 к 1.

 

Планета Кронус некогда принадлежала Империуму, однако её захватили тау. Кровавые вороны высадились сюда, узнав о реликвиях, которые могут пролить свет на прошлое ордена. В их планы вмешалась имперская гвардия, которой было приказано вернуть планету. Однако секреты Кровавых воронов, которые хранил Кронус, были настолько важны для космодесантников, что они были готовы проливать кровь других слуг Императора, чтобы сберечь их. (Впрочем, сначала космодесантники попросили гвардейцев эвакуироваться, но те не стали нарушать данный им приказ).

Эльдары прибыли на Кронус, чтобы замедлить пробуждение некронов. Вождь орков Горгуц просто искал новую драку и опять объединил местные разрозненные племена в грозную силу. Не отличался изяществом и план космодесантников Хаоса из легиона Несущих слово: чтобы захватить планету, они открыли варп-портал и получали из него подкрепления.

Из Dawn of War 2 известно, что победу на Кронусе одержали Кровавые вороны под руководством командира четвёртой роты капитана Давиана Тула (в ходе этой операции ему также подчинялись первая и вторая роты). Тот факт, что космодесантники атаковали имперскую гвардию, заставил Инквизицию провести тщательное расследование, однако Кровавым воронам удалось доказать свою невиновность. Горгутц, само собой, снова удрал, чтобы вернуться в следующем дополнении.

 

Soulstorm

Заключительный аддон к Dawn of War добавил ещё две фракции: тёмных эльдар и Сёстёр битвы. Таким образом, сторон конфликта с заметно отличающейся игровой механикой стало аж девять — в какой ещё RTS увидишь такое богатство? Кроме того, в Soulstorm появились воздушные юниты, хотя это игру изменило слабо. Структура кампании осталась той же, что и в Dark Crusade, даром что вместо одной планеты события разворачивались на просторах целой системы. Правда, сохранять отстроенные базы, как в Dark Crusade, перестали.

 

Начало конфликта в системе Каурава ознаменовал варп-шторм, из-за которого межзвёздные перелёты стали невозможны. К тому моменту в системе уже долгое время были три фракции: 252-й полк имперской гвардии на планете Курава I, орки на Кураве II и некроны на Кураве III. На Кураву IV высадились космодесантники Хаоса из Альфа-легиона, а на Кураву II — Кровавые вороны. Тау построили базу на одной из лун. Чтобы остановить некронов вновь появились эльдары. Их тёмные собратья прибыли, чтобы разорить систему и поживиться душами, а Сёстры битвы — чтобы на корню выжечь скверну.

Из Dawn of War 2 известно, что кампания в Soulstorm обернулась для Кровавых воронов катастрофой: пять рот, участвовавших в ней, были практически полностью уничтожены. Орден лишился половины бойцов и был вынужден вернуться в субсектор Аврелия, чтобы пополнить ряды. Верх одержала имперская гвардия, после чего все планеты, за исключением Куравы III, были снова колонизированы.

В отличие от всех остальных игр серии, Soulstorm разрабатывала не Relic, а Iron Lore Entertainment, известная по Diablo-клону Titan Quest. Ещё до выхода дополнения студия закрылась, и в целом проект получился вымученным, а порой даже курьёзным. Чего стоит знаменитый эпизод с отупевшим командующим космодесантников Хаоса!

 

Dawn of War 2

В Dawn of War 2 разработчики очень сильно изменили игровую механику. Более того, геймплей в одиночной кампании принципиально отличался от мультиплеера. Сетевые сражения шли по правилам, близким к обычным RTS со борьбой за ресурсы и развитием базы, в то время как при прохождении сюжета игрок командует всего четырьмя отрядами, никакой базы нет, а ключевые точки на карте нужны лишь для бесплатного восполнения павших бойцов.

Ключевые элементы игровой механики Relic перенесла в Dawn of War 2 прямиком из своего предыдущего проекта Company of Heroes. Важную роль стали играть укрытия, за которыми можно скрыть пехоту, а специальная кнопка позволила трубить отступление, чтобы бойцы сломя голову бежали к ближайшей ключевой точке (в кампании) или на базу (в мультиплеере) и зализывали раны. Во время отступления они получали значительно меньше урона от стрелкового оружия, что давало возможность перегруппироваться после поражения и нанести ответный удар, а не сразу «сливать» сражение.

Прохождение кампании во многом напоминало не RTS, а action/RPG: игрок собирал снаряжение и распределял его между командирами отрядов, а также «прокачивал» их умения. Играть в сюжетном режиме в Dawn of War 2 можно было не только в одиночку, но и вместе с товарищем (тогда каждый управлял всего двумя отрядами).

 

Кампания в Dawn of War 2 начиналась с высадки командира, имя которому игрок мог задать сам, и сержанта Таркуса, отличившегося во время операции на Кронусе, на пустынную планету Калдерис. Их задачей была помощь Давиану Тулу в защите местных жителей от орков. Выполняя её, Кровавые вороны также обнаружили на планете войска эльдар.

Прежде чем погибнуть от рук космодесанта командир эльдар рассказал, что над всем субсектором нависла более серьёзная угроза, чем орки. Однако Кровавые вороны не придали этому значения и отправились в джунгли Тифона Примарис, чтобы справиться с другим отрядом эльдар, после чего Тул вышел на связь и вновь запросил поддержку на Калдерисе в борьбе с орками. Также стало известно, что растения на пустынной планете стали мутировать, а какие-то странные твари убивают скот.

Разобравшись с орками, Кровавые вороны были неожиданно атакованы тиранидами и Давиан Тул был смертельно ранен. Чтобы остановить флот-улей, космодесантникам потребовалось собрать образцы токсинов из тел тиранидов для изготовления яда и починить астрономическую антенну, чтобы найти слабое место в построениях противника. Сбор токсинов помог стабилизировать состояние Тула: его не смогли окончательно вылечить, но жизнь героя сохранили, заключив его в дредноут.

Особо кровопролитные бои развернулись на индустриальном мире Меридиан. Его губернатор игнорировал нападения орков и эльдар до тех пор, пока последние не вторглись в его хранилище ценностей (где, кстати, нашлись реликвии Кровавых воронов с Тифона Примарис). Замысел эльдар заключался в том, чтобы заманить тиранидов на Меридиан и отвести угрозу от своего мира-корабля.

Когда началось вторжение тиранидов, губернатор бежал, бросив подданных на произвол судьбы, но администратор Елена Дероза, которая заняла его место, стала активно содействовать космодесантникам. Вместе с имперской гвардией они смогли отстоять производственные мощности планеты, необходимые для подготовки к атаке на флот-улей.

Разум улья пcионически атаковал навигаторов боевой баржи «Литания ярости», на которой капитан Габриэль Ангелос спешил на помощь товарищам, из-за чего звездолёт едва не затерялся в варпе и не успевал прибыть вовремя. Однако это усилие истощило тиранидов и им потребовалось «отъесть» биомассу на Тифоне Примарис, где Кровавые вороны и нанесли удар, отравив противника изготовленным ядом.

Впрочем, в какой-то момент ситуация висела на волоске. Ударный крейсер «Армагеддон», на котором обычно перемещалась пятая рота, был уничтожен в небе над Тифоном Примарис, а на позиции Кровавых воронов продолжали накатываться бесконечные волны тиранидов. Однако Габриэль Ангелос успел прийти на выручку товарищам и вместе они сумели одолеть Тирана улья, руководившего тиранидами, после чего исход боя был предрешён.

 

Chaos Rising

В первом дополнении к Dawn of War 2 Кровавым воронам угрожали не только появившиеся здесь космодесантники Хаоса. Страшнее была скверна, которая разъедала верных воинов Императора изнутри. В одиночной кампании игрок мог совершать действия, которые прибавляли его героям баллы разложения Хаосом. К примеру, их давали, если провалить побочные поручения или использовать мощное проклятое снаряжение.

Чем сильнее заполнялась шкала, тем больше бонусов получали персонажи, однако это ухудшало концовку (всего было целых пять вариантов, от полной безгрешности, до перехода главного героя в Чёрный легион). Способы очищения были схожими: пройти миссию, используя особые предметы, которые ухудшали параметры бойцов, либо выполнить специальные задания.

 

События Chaos Rising разворачивались спустя год после победы над тиранидами. Планета Аврелия неожиданно вернулась из варпа, и с её поверхности начал приходить сигнал бедствия, закодированный шифром Кровавых воронов. Космодесантники, которые высадились на планету, чтобы разобраться что к чему, попали в засаду сил бывшего губернатора Меридиана, перешедшего на сторону Хаоса. После этого они спасли от эльдар библиария Иону Ориона.

Затем с ними связалась Елена Дероза, ставшая губернатором Меридиана. Ей срочно требовалась помощь: прислужники Хаоса натравили на её укрепления орков, чтобы затем самим напасть на ослабевшие позиции и захватить ключевой индустриальный комплекс. Здесь Кровавые вороны столкнулись с Чёрным легионом, одним из командующих которого был Элифас Наследник (он же руководил войсками Несущих слово в Dark Crusade, потерпел поражение и был буквально разорван в клочья, но боги Хаоса возродили его и дали ещё один шанс послужить им).

Вернувшись на Аврелию, Кровавые вороны нашли и уничтожили там храм Хаоса, после чего силы варпа начали раздирать планету на куски. После эвакуации космодесантники обнаружили аудиозапись, которая свидетельствовала о том, что среди них есть предатель, подстроивший засаду при их первой высадке на Аврелию.

После нескольких битв, толком не двинувших сюжет вперёд, в субсектор прибыл отряд почётной стражи Кровавых воронов во главе с капитаном Аполлоном Диомедом. Сославшись на волю магистра ордена и старшего библиария Азарию Кираса, он приказал всем силам Кровавых воронов прекратить борьбу с Чёрным легионом и вернёться на ударный крейсер «Возмездие», сменивший «Армагеддон».

Вернувшись на звездолёт, Кровавые вороны перехватывают ещё несколько зашифрованных сообщений предателя, но не могут полностью расшифровать их. В джунглях Тифон Примарис они находят технодесантника Марселлия, пропавшего без вести в прошлогоднем сражении. Используя астрономическую антенну на Тифоне Примарис, он вычисляет, координаты, где скоро появится из варпа космический скиталец «Правосудие стервятника» — древний заброшенный звездолёт, который по особой закономерности самопроизвольно путешествует в подсекторе Аврелия. Его мощный бортовой компьютер способен расшифровать перехваченные сообщения предателя.

На «Правосудии стервятника» космодесантники находят не только тиранидов, но и тела бойцов пятой роты Кровавых воронов, которые погибли примерно 500 лет назад (стоит отметить, что пятой роте Кровавых воронов вообще не везёт: ещё в 38-м тысячелетии она то ли сгинула в варпе, то ли возглавляющий её библиарий перешёл на сторону Хаоса и увлёк за собой товарищей).

Продвигаясь вглубь космического скитальца, Кровавые вороны обнаружили дневник апотекария Галана, из которого узнали, что пятая рота наткнулась на «Правосудии стервятника» на библиария Азарию Кираса, пропавшего без вести после битвы с Улькаиром тысячу лет назад, когда Аврелия исчезла в варпе. Кирас поддался влиянию Хаоса и благодаря этому смог выбраться с космического скитальца, вернулся в орден и удивительно быстро стал магистром и старшим библиарием. Галан стал его союзником и получил должность апотекария почётной стражи. Разумеется, поднимаясь по карьерной лестнице, Кирас склонил на сторону Хаоса и многих других Кровавых воронов.

Покинув «Правосудие стервятника» и ещё раз защитив Меридиан от атаки Чёрного легиона, Кровавые вороны получили сообщение от лидера космодесантников Хаоса Арагаста Грабителя. Тот бросил им вызов — если те не трусят, то должны прибыть на Аврелию и сразиться с ним.

Кровавые Вороны, несмотря на приказы Диомеда, атакуют Аврелию. Когда они побеждают Арагаста, тот пытается сбежать, но Элифас предаёт его и сам возглавляет Чёрный Легион. Марселлий расшифровывает передачи предателя, и, хотя не может установить его личность, сообщает, что направлялись они апотекарию Галану, который прибыл в субсектор вместе с Диомедом.

После этого Диомед приказал всем Кровавым воронам немедленно покинуть субсектор, несмотря на то, что при этом миры, с которых орден получает новобранцев, попадут в руки Хаоса. Габриэль Ангелос и верные ему космодесантники, отказались подчиняться и полетели на Калдерис, чтобы лично встретиться с Диомедом, который на тот момент объявил их предателями.

Столкнувшись на Калдерисе с апотекарием Галаном и почётной стражей, космодесантники Ангелоса убедились, что те перешли на сторону Хаоса, а Диомед остался верен Императору, но ослеплён гордыней. В ходе битвы игрок мог убить Диомеда или просто разрушить командный центр, после чего тот соглашался выслушать правду о том, что произошло с Галеном и Кирасом.

 

Из записей Галана космодесантники поняли, что демон Улькаир заточен в недрах Аврелии и Элифас пытается освободить его. На этом этапе выясняется и личность предателя: им становится герой, который набрал больше всех скверны. Если все абсолютно чисты, то предателем оказывался Марселлий, а канонической версией считается сержант отделения опустошителей Авитус. Сбежав с «Возмездия», предатель присоединился к космодесантникам Хаоса на Аврелии, но спастись от разгневанных товарищей ему это не помогло. После этого Кровавые вороны победили Улькаира и снова запечатали его в глубинах Аврелии. Элифасу вновь удалось выжить.

Как ясно из второго дополнения к Dawn of War 2, канонической концовкой Chaos Rising считается та, где Аполлон Диомед остаётся жив и космодесантники Габриэля Ангелоса клянутся одержать верх над Кирасом и спасти орден.

 

Retribution

Retribution добавило в Dawn of War 2 ещё одну фракцию — имперских гвардейцев, которые, как и в первой части уже часто встречались в отдельных миссиях в качестве союзных или вражеских юнитов.

Заметно изменилась и структура геймплея: он стал ближе к классическим RTS, так как игроку позволили управлять не только отрядами под началом героев, но и более многочисленным «пушечным мясом» и техникой. Хотя развитие навыков и выбор экипировки в кампании остались. Межмиссионного менеджмента даже стало больше: в Retribution можно не только «прокачивать» героев, но покупать улучшения для рядовых юнитов, и даже менять нелюбимых героев на элитные отряды.

Пройти кампанию можно за любую из шести фракций, хотя набор миссий в любом случае будет примерно одним и тем же. Канонической является сюжетная линия Кровавых воронов, хотя ей можно считать и историю имперской гвардии — она укладывается в ту же канву и особых противоречий у них нет, да и сыграть за новую фракцию интереснее, чем в третий раз руководить космодесантом.

 

События Dawn of War 2 и Retribution разделяет целых десять лет. Ситуация в субсекторе Аврелия усугубилась: здесь орудуют орки-пираты и Чёрный легион под командованием Элифаса, обещавший Абаддону Разорителю покончить с Кровавыми воронами, а тираниды вновь грозят сожрать всё живое. Сил имперской гвардии не хватает, чтобы навести порядок, и Инквизиция вот-вот признает ситуацию зашедшей так далеко, что поможет только экстерминатус всех обитаемых планет субсектора.

Если игрок выбрал Кровавых воронов, то главными героями становятся знакомые по Dawn of War 2 капитан Аполлон Диомед, технодесантник Марселлий, сержант Таркус и скаут Сайрус, стремящиеся остановить ересь в ордене и предотвратить гибель миллиардов невинных, передав знакомому инквизитору Габриэля Ангелоса Адрастии, что угроза субсектору миновала. В кампании за имперскую гвардию главными героями становятся сама Адрастия и лорд-генерал Кастор, 8-й кадианский полк которого оказывает ей поддержку в расследовании.

Пересказывать все события кампании особого смысла нет. Важно отметить, что Инквизиция успела провести экстерминатус на Тифоне Примарис.

 

После этого герои попали на «Правосудие стервятника» и выясняют, что Кирас спрятался на выжженной планете Кирена, экстерминатус которой Габриэль Ангелос провёл ещё до начала Dawn of War. Там еретик пытался совершить ритуал превращения в демон-принца Кхорна, наконец-то увязывая концы с финалом первой Dawn of War. Какой бы фракцией ни управлял игрок, он видел, как Ангелос вступает в схватку с Кирасом и терпит поражение. Затем силы игрока обрушиваются на Кираса и берут над ним верх. Поверженного демона добивают орбитальной бомбардировкой.

Согласно каноническому финалу инквизитор Адрастия получает необходимые доказательства и отменяет экстерминатус оставшихся планет. Габриэля Ангелоса успевают спасти, и он становится во главе ордена Кровавых воронов.

 

Кровавых воронов можно встретить не только в играх серии Dawn of War: они также помогают главному герою, космодесантнику ордена Ультрамаринов, в одном из эпизодов экшена Space Marine. Кроме того, Кровавым вороном можно управлять в аркаде Kill Team, хотя сюжет там совсем уж примитивный, а выбор ордена — чисто косметический.

Dawn of War 3

Оценить игровой процесс третьей части можно будет уже совсем скоро, поэтому пересказывать его описания сейчас бессмысленно (лучше обновить эту статью позднее). А вот остановиться на завязке сюжета стоит.

 

По словам разработчиков, история Dawn of War 3 посвящена противостоянию Кровавых воронов, орков и эльдар, пытающихся захватить могущественный артефакт Копьё Кхейна. Начинается история с того, что правители феодальной планеты Кипрус Ультима просят Кровавых воронов помочь им отразить вторжение.

Игроки точно увидят несколько знакомых персонажей: Габриэля Ангелоса, вождя орков Горгутца, провидицу Маху из первой Dawn of War и появившегося в Chaos Rising Иону Ориона, которого повысили до старшего библиария.

В ходе кампании игрокам предстоит поочерёдно управлять войсками всех трёх фракций, и в какой-то момент их занесёт на планету Ахерон, появляющуюся из варпа раз в 5000 лет, где и хранится Копьё Кхейна. Разработчики уже проговорились о том, что враждующим фракциям предстоит переступить через свои противоречия, чтобы остановить некую угрозу. Что бы это могло быть?

 

Ответ на этот вопрос и будущее серии Dawn of War в целом особенно интересны с учётом того, какое место они занимают в хронологии Warhammer 40.000. Известно, что бойцы 4-й роты Кровавых воронов участвовали в боевых действиях на Кадии во время 13-го Чёрного крестового похода, который произошёл в 999 году 41-го тысячелетия. За это Давиан Тул был награждён одним из артефактов, который можно было увидеть в Dawn of War 2.

Games Workshop поставила глобальную сюжетную линию Warhammer 40.000 на паузу как раз после того, как в 2003 году провела кампанию Eye of Terror. По её результатам ни одна из сторон не одержала решительной победы: Абаддон закрепился на Кадии, но звездолёты Империума сохранили контроль над пространством звёздной системы. Когда точно разворачиваются события серии Dawn of War — неясно, но очевидно, что с окончания 13-го Чёрного крестового похода прошло не слишком много времени.

Как серия будет вписываться в историю вселенной теперь? Ведь прямо сейчас в Warhammer 40.000 происходят колоссальные потрясения. В январе 2017 года Games Workshop не просто сняла ногу с педали тормоза и начала расширять хронологию. Компания радикально переписала историю, изменив исход 13-го Чёрного крестового похода. Кадия пала, и силы Хаоса вновь рвутся к Терре, как во время Ереси Хоруса. Могут ли верные слуги Императора в такой час возиться со своими скелетами в шкафу?

  • zmiyko

    Вселенная W40K действительно хорошо проработана или как всегда: стопиццот книг разной степени качества, противоречащих друг другу, отчего разобраться в лоре и выстроить хоть какую-то связную историю мира и персонажей невозможно?

  • Beznogim

    Есть флафф-библия, там все разложено как надо.

  • Aldur

    Как мне видится. Задача издательства нанимающая авторов для написания данных текстов — преподнесение читателю простого, как болтер и надёжного, словно десантная капсула — чтива. Не принуждающего к сложной трате душевных сил и времени на собственную расшифровку, дающего предельную ясность вкупе с обязательным и узнаваемым привкусом впечатлений от серии игр, с бледными как звёзды попытками следовать в сюжете какой-либо внутренней логике вместо устоявшихся ожиданий.

  • deus ex machina

    Ты должен ПРЕВОЗМОГАТЬ чтобы прочесть и осмыслить этот текст!

  • deus ex machina

    >Издательство Games Workshop оказало студии Relic Entertainment большую честь, разрешив создать свой собственный орден космодесантников, и те не подвели.

    Неправда. Воронов выбрали из уже существующих, но малоизвестных орденов космодесантников.

  • Mr.X

    Спасибо. Прочел с удовольствием, а то эти дополнения всю хронологию путали.

  • Konstantin Fomin

    А где про них было до игры что-то?
    Насколько я понимаю, игра вышла в сентябре 2004, а только в мае 2005 про орден было написано в Index Astartes.

  • deus ex machina

    В детали не вникал, но считается, что это распространенное заблуждение, что КВ специально для игры придумали. Просто взяли малоизвестный орден.

  • Konstantin Fomin

    Я проверю и подправлю этот момент, наверное, чтобы было корректнее. Спасибо.